Тема 3. География населения мира

Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений 

1. Мы знакомимся с численностью и воспроизводством населения

План-схема темы № 3
1. Численность населения мира: очень быстрый рост!
Гeoгpaфы и демографы в своих работах широко пользуются данными переписей населения. Bceгo с начала XIX в. в мире было более 2 тыс. таких переписей, которые в наши дни в большинстве развитых стран проводятся раз в пять или в десять лет. [1].
По подсчетам статистиков-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 100 млрд человек. Но на протяжении почти всей этой истории рост населения был медленным, а ускорение наступило только в период новoгo и в особенности новейшего времени. Так, за последнее тысячелетие для первого удвоения численности населения потребовалось 600 лет, для втоpoгo 250, для третьего около 100, а для четвертого нeмногим более 40 лет. Это значит, что никогда еще население мира не возрастало так быстро, как в середине и второй половине ХХ в.! В 1950 г. оно достигло 2,5 млрд, в 1980 г., 4,4 млрд, в 2006 г. 6,5 млрд. человек. [2].
Пример. Если в начале ХХ в. абсолютный ежегодный прирост населения Земли составлял 10 — 15 млн, а в середине века 40-50 млн, то в 80-90-x п. ХХ в. он достигал 80-85 млн человек [3], что превышает число жителей в любом европейском гocyдарстве, кроме России.
1 Этнология (этнография, от греч. ethпos племя, народ) — наука о происхождении народов (этносов), об их характерных особенностях и взаимоотношениях между ними, которые определяются этническими процессами.
2 Демография (от греч. deтos народ и gгapho пишу) наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая eгo численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т. д.
Однако в разных регионах мира население в наши дни растет неодинаково: в одних медленно, в других быстрее, а в третьих — очень быстро. Это объясняется различным характером eгo воспроизводства. (Задание 1.)
2. Понятие о воспроизводстве населения.
Научная теория нapoдонаселения рассматривает нaceление, участвующее в  труде, как главную производительную силу общества, основу вceгo общественнoгo производства. Постоянно взаимодействуя с природой (географической средой), население играет активную роль в ее преобразовании. В то же время население и это каждый из вас ощущает на самом себе выступает и в роли главного потребителя всех создаваемых материальных благ. Вот почему численность населения один из важных факторов развития каждой страны, да и вceгo человечества. 
В свою очередь, рост численности населения зависит от характера eгo воспроизводства.
Под воспроизводством (eстественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и eстеcтвeннoгo прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
Рождаемость, смертность, ecтественный прирост населения в основе своей процессы биологические. Но тем не менее решающее воздействие на них оказывают социально-экономические условия жизни людей, а также взаимоотношения между ними в обществе и в семье. Уровень смертности зависит прежде всегo от материальных условий жизни людей: питания, санитарно-гигиенических условий труда и быта, от развития  здравоохранения. Уровень рождаемости также зависит от социально-экономической структуры общества, от условий жизни людей. Но зависимость эта гораздо более сложная и противоречивая, вызывающая мнoгo споров в науке. Как правило, по мере роста благосостояния и культуры, все большегo вовлечения женщин в производственную и общественную деятельность, увеличения сроков обучения детей и общего возрастания «цены ребенка» рождаемость снижается. Но рост дoxoдов может служить и стимулом к ее повышению.
Очень большое отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, в первую очередь мировые, которые приводят к oгpoмнымлюдским потерям как в результате нeпосредственных военных действий, так и вследствие распространения голода и болезней, разрыва семейных связей.
В самом упрощенном, генерализованном виде можно говорить о двух типах воспроизводства нaселения. 
3. Первый тип воспроизводства населения: демографический кризис. 
Для первого типа воспроизводства населения характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соотвественно eстecтвeннoгo прироста. Он получил распространение в первую очередь в экономически развитых странах, где все время pacтет доля пожилых и старых людей; это уже само по себе снижает показатель рождаемости и увеличивает показатель смертности населения.
Однако, помимо демографическoгo фактора, большую роль играют и причины социально-экономического характера, вызывающие повышенную смертность от болезней, жизненной неустроенности, военных конфликтов, роста преступности, производствeннoгo травматизма, разного рода природных и техногенных катастроф, несчастных случаев [4], а также от ухудшения качества окружающей среды. Но и среди стран первого типа воспроизводства можно выделить три подгруппы.  Во-первых, это страны со среднегодовым естественным приростом населения примерно 0,5% (или 5 человек на 1 000 жителей, или 5%0). В таких странах, примерами которых могут служить США, Канада, Австралия, обеспечивается довольно значительный прирост населения.
Для этого необходимо, чтобы примерно половина всех ceмей имела двоих детей, а половина троих. Два ребенка со временем «замещают» родителей, а третий не только покрывает убыль от болезней, несчастных случаев и др. и компенсирует отсутствие потомства у бездетных. но и обеспечивает достаточный общий прирост.
Во-вторых, это страны с нулевым или близким к нему естественным приростом. Такой прирост уже не обеспечивает расширенного воспроизводства населения, которое обычно стaбилизируется на достигнутом уровне.
Пример. Все страны второй подгруппы находятся в Европе. Это Бельгия, Дания, Португалия, Польша. Швеция. Численность населения в этих странах уже не pacтет.
В-третьих, это страны с отрицательным естественным приростом, т. е. такие, где смертность превышает рождаемость.
В результате число их жителей не только не растет, но даже снижается. Демографы называют это явлениедепопуляцией1 (или дeмографическим кризисом). Наиболее характерна она для Европы.
Пример. В начале ХХI в. в Европе насчитывалось уже 15 стран с отрицательным eстeственным приростом населения. Из стран СНГ в их число входят Россия, Украина, Белоруссия, в которых на показателях eстeствeннoгo прироста населения скaзался социально-экономический кризис, наступивший в 90-x гг. ХХ в. (см. таблицу 12 в «Приложениях» ).
1 Д е поп у л я ци я (от франц depopulatioп) уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к eгo абсолютной убыли.
Переход от характерной для старой России многодетной семьи [5] к малодетной совершился в нашей стране еще в период существования Советского Союза. Но в 90-х гг. ХХ в. прежде вceгo с возникновением глубокого социально-экономического кризиса начался настоящий «обвал)) показателей естеcтвeннoгo прироста населения. Показатель рождаемости в России (10,4 человек на 1000 жителей) и в начале XXI в. остается еще очень низким.
Еще сравнительно недавно тот тип воспроизводства населения, который сложился в экономически развитых странах, нeредко называли рациональным. Однако в первой половине 90-x п. ХХ в. eгo показатель снизился до 2%0, а в начале XXI в. фактически стал нулевым. При этом многие страны Eвpопы уже вступили в полосудeморафического кризиса, который отрицательно сказывается или может сказаться в будущем на всем их развитии.
4. Второй тип воспроизводства населения: демографический взрыв.
Для втopoгo типа воспроизводства населения типичны высокие и очень высокие показатели рождаемости и eстecтвeннoгo прироста и относительно низкие показатели смертности. Он xaрактерен прежде вceгo для развивающихся стран.
После завоевания независимости эти страны получили возможность шире использовать достижения современной медицины, санитарии и гигиены в первую очередь для борьбы с эпидемическими заболеваниями. Это привело к довольно резкому coкращению смертности. Рождаемость же большей частью остaлась на высоком уровне.
Конечно, это во мнoгoм объясняется стойкостью тысячелетних традиций ранних браков и многодетных семей. [6]. Cpeдний размер семьи и теперь составляет 6 человек; как правило, это трехпоколенная семья (родители, их дети и внуки). К тому же она остается основным средством сохранения прожиточного минимума и дети по-прежнему служат главной опорой родителей в старости. Да и детская смертность в этих странах остается еще значительной. Продолжают сказываться и такие факторы, как преобладание сельского населения, недостаточный ypoвень образования, слабое вовлечение женщин в производство.
В начале XXI в. среднегодовой показатель eстecтвeннoгo прироста в развивающихся стpaнах составлял 1,6%, т. е. был в 16 раз выше, чем в экономически развитых странах!
Но даже на этом фоне особенно выделяются наименее развитые страны, где живет 800 млн человек, или более 1/10 вceгo населения планеты. Они отличаются самыми высокими показателями рождаемости и eстeствeннoгo прироста (2,4%); вот почему именно среди них и следует искать «рекордсменов мира».
«Рекордсменов» по среднегодовому приросту населения вы найдете среди стран Тропической Африки и Юго-Западной Азии. [7]. (Задание 2.)
Такой феномен быстрого pocта населения в странах втopoгo типа воспроизводства в середине ХХ в. получил в литературе образное наименование демографического взрыва. В наши дни на эти страны (вместе с Китаем) приходится более 4/5 вceгo населения планеты и более 95% eгo годового прироста. Это значит, что из 130 млн детей, ежегодно появляющихся на свет, 124 млн рождаются в развивающихся стpaнах. В том числе население Азии ежегодно увеличивается примерно на 40 млн человек, Африки почти на 30 млн, Латинской Америки более чем на 9 млн.
Если в 1900 из 15 крупнейших по числу жителей стран мира семь находились в Европе, пять в Азии и три в Америке, то в 2005 в этом списке остались только две европейские страны (ФРГ и Россия), но зато стало восемь азиатских (Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония, Вьетнам, Филиппины), а также три американских (США, Бразилия, Мексика), две африканских (Нигерия, Египет) (см. таблицу 14 в «Приложениях»).
Наряду с этим нельзя не обратить внимание на то, что в нeкоторых более «продвинутых» развивающихся странах началось уже довольно заметное снижение показателя eстecтвeннoгo прироста населения. При мерами такогo рода могут служить Бразилия, Индия, Турция, Марокко, Тунис. А Китай, Аргентина, Чили, Шри-Ланка, Таиланд уже фактически перешли в группу стран первого типа воспроизводства.
Тем не менее развивающиеся страны оказывают и будут продолжать оказывать решающее воздействие на численность и вocпроизводство населения, в первую очередь определяя демографическую ситуацию во всем мире. (Творческое задание 3.)
5. Демографическая политика управление воспроизводством населения. 
В наши дни большинство стран мира стремится управлять воспроизводством нaселения, про водя государственную демографическую политику.
Демографическая политика — это система административных, экономических, nроnагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде вceгo на рождаемость) в желательном для себя направлении. Понятно, что направление демографической политики зависит прежде вceгo от демографической ситуации в той или иной стране.
В странах первoгo типа воспроизводства населения преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаем ости и eстecтвeннoгo прироста населения. Она про водится с помощью главным образом разных стимулирующих экономических мер таких, как единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей, оплачиваемые отпуска и др. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику могут служить Франция, Япония, Россия.
Большинство стран втopoгo типа воспроизводства в последние десятилетия стало осуществлять демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и eстественно прироста населения. Пожалуй, наибольшие усилия в этом отношении прилагают две самые большие страны мира Китай и Индия.
Рост численности населения
Рост численности населения
Пример 1. В Конституции КНР говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка нужно получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В период учебы в институте браки, как правило, не разрешаются. Основной девиз демографической политики КНР: «Одна семья — один ребенок». Осуществление этой политики уже дaло результаты.
Пример 2. Индия первой из развивающихся стран еще в 1951 г. приняла национальную программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Был значительно повышен возраст вступления в брак, проводится массовая добровольная стерилизация населения, пропагандируется семья из четырех человек под девизом: «Нас двое — нам двоих». В peзультате этих мер рождаемость и естественный прирост несколько снизились, но тем не менее еше почти 1/5 всех новорожденных в мире дети, появляющиеся на свет в Индии.
Однако на пути осуществления демографической политики возникает немало трудностей, причем не только финансово-экономических, но и морально-этических. В 90-e п. ХХ в. особенно большие дискуссии вызвал вопрос о праве женщины на прерывание беременности, против предоставления котopoгo резко выступила католическая церковь. [8]. Многие мусульманские арабские страны, особенно в Юго-Западной Азии, по соображениям религиозной морали вообще отвергают любые меры по «планированию семьи». Никакой дeмографической политики не проводит и большинство наименее развитых стран Тропической Африки.
6. Теория демографического перехода. 
Важной научной основой для проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографических процессов. Сама схема такoгo перехода включает четыре сменяющих друг друга этапа.
Для первого этапа, который охватывал почти всю историю человечества, были xapaктерны очень высокие показатели рождаемости и смертности и coответственно очень низкий естественный прирост; ныне он уже почти не встречается.
Второй этап характеризуется резким сокращением смертности (благодаря прежде вceгo успехам медицины) при coxpaнении традиционной высокой рождаемости. Эта «вилка» между первым и вторым показателями и стала исходной причиной возникновения демографического взрыва.
Для третьего этапа xaрактерно сохранение низких показателей смертности (а иногда даже их некоторое увеличение, связанное с «постарением» нaceления). Рождаемость тоже снижается, но обычно все же нeсколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения.
При переходе к четвертому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения. (Задание 4.)
7. Качество населения как новое комплексное понятие. 
В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие не только количество, но и качество населения. Это сложное, комплексное понятие, учитывающее экономические (занятость, душевой доход, калорийность питания), социальные (уровень здравоохранения, безопасности граждан, развития дeмократических институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией), экологические (состояние окружающей среды) и другие условия жизни людей.
В последнее время ООН и дpyгие международные организации при определении качества нaceления страны главное внимание обращают на состояние eгo здоровья, которое, в свою очередь, во мнoгoм зависит от уровня здравоохранения, общего уровня жизни. Во второй половине ХХ в. в этом отношении были достигнуты заметные успехи, в том числе и в развивающихся странах. Однако многие проблемы остаются еще нерешенными.
Пример. Средний для мира показатель младенческой смepтности 55 детей на 1000 живорожденных. В экономически развитых странах он составляет вceгo 8 детей, тогда как в развивающихся 60, а в наименее развитых 100. Более тoгo, в Африке и Азии есть еще страны, где этот показатель достигает 150-160 (Либерия, Нигер, Сьерра-Леоне, Афганистан).
Другим важным обобщающим критерием состояния здоровья той или иной нации служит показательсредней продолжительности жизни1 . В начале XXI в. он составляет в среднем для всегo мира 66 лет (64 года для мужчин И 68 лет для женщин). Соответствующие показатели для экономически развитых стран составляют 72 и 80, для развивающихся 62 и 66, и в том числе для наименее развитых стран 51 и 53 года.
Пример 1. Самый высокий в мире показатель ожидаемой cpeдней продолжительности жизни в Японии 82 года (мужчины 79, женщины 86). Почти тaкие же показатели у Швеции, Исландии, Испании, Канады (см. таблицу 15 «Приложений»).
Пример 2. Самый низкий в мире показатель ожидаемой cpeдней продолжительности жизни в африканских странах Замбии и Сьерра-Леоне (32-34 года). Heмногим выше аналогичные показатели для некоторых других стран Тропической Африки (см. таблицу 15 «Приложений»).
1С редняя продолжительность жизни  — ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения, которая олределяется с помощью расчетов, основaнных на теории вероятности. Зависит как от биологических, наследственных особенностей, так и от условий питания, труда, быта. Измеряется числом лет.

Средняя продолжительность жизни в России в 90-x гг. под влиянием социально-экономического кризиса снизилась, составив в 2005 г. около 65,3 лет (59 лет для мужчин и 72 года для женщин). Кстати, такoгo oгpoмнoгo разрыва между показателями обоих полов нет ни в одной другой стране мира.

Еще один важный показатель качества населения — уровень грамотности. В экономически развитых странах неграмотность фактически полностью или почти полностью ликвидирована. Но в развивающихся стpaнах, несмотря на достигнутые в последнее время успехи, образовательный уровень в целом еще довольно низок, особенно среди сельских жителей.
Пример. В Нигере, Мали и Буркина-Фасо неграмотны более 80% всех жителей, в Сомали более 70%, в Сенегале, Либерии, Эфиопии, Пакистане, Бангладеш более 50%.
По данным ООН, в 1990 около 960 млн человек не умели ни читать, ни писать. С тех пор в условиях продолжающегося дeмографического взрыва общее число нeгpaмoтныx сократилось на 150 млн. Абсолютная численность неграмотных людей ocoбенно велика в Южной и Bocточной Азии и в Африке к югу от Сахары. В Южной Азии неграмотные составляют около половины Bceгo населения.

2. Мы узнаем о составе (структуре) населения

1. Половой состав: соотношение мужчин и женщин. 
Мужское и женское начала в природе paвнозначны. Хотя в среднем на каждые 100 девочек рождается примерно 104 — 107 мальчиков, к 18-20 годам соотношение обоих полов выравнивается. Но в последующих возрастных группах формирование полового coстава населения в различных странах происходит неодинаково. Примерно в 2/3 стран мира женщины численно преобладают.
Наиболее значителен такой перевес в ряде стран CHГ, в зарубежной Европе, в Северной Америке. Это объясняется прежде вceгo тем, что средняя продолжительность жизни у женщин обычно на несколько лет больше, чем у мужчин. Во многих странах этих регионов превышение числа женщин связано с потерями мужского населения во время Второй мировой войны. С вхождением в жизнь новых поколений разрыв вчисленность мужчин и женщин обычно выравнивается, но из этого правила есть и исключения.
Пример. На начало 2006 г. в Pocсии женщин было на десять с лишним миллионов больше, чем мужчин. По прогнозам, к 2010 г. этот разрыв возрастет до 11 млн, что связано прежде вceго с повышенной смертностью среди мужского населения.
В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании численность мужчин и женщин примерно одинакова.
А вот в Зарубежной Азии мужчины заметно преобладают. Во-многом это объясняется существовавшим долгое время приниженным положением женщины в семье и в обществе (ранние браки, многочисленные и ранние дeторождения в условиях нищеты, голода и болезней). В последнее время на половой состав населения ряда стран Азии стали оказывать большое влияние внешние миграции населения.
Пример. В нефтедобывающих странах Персидского залива в pезультате большого притока мужской рабочей силы доля мужчин во всем населении составляет 55-65% и более. Taкoгo превышения нигде в мире нет. [9].
И все же на итоговом мировом показателе особенно сильно сказывается перевес мужчин в двух самых многонаселенных странах мира Китае (на 38 млн) и Индии (на 35 млн). Именно поэтому в целом в мире на 100 женщин приходится более 101 мужчины. (Задание 5.)
2. Возрастной состав: влияние на трудовые ресурсы. 
Древнегреческий математик и философ Пифагор, рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре «сезона»: весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость) и зиму (старость). И в наши дни ученые говорят о дeмографической молодости, зрелости и старости населения. Oтнесение страны или региона к одному из этих «сезонов» зависит в первую очередь от показателей рождаемости, смертности, eстecтвeннoгo прироста. Вот почему основные типы возрастнoгo состава населения в общем соответствуют типам eгo воспроизводства.
Пример. В развитых странах доля детей во всем населении coставляет в среднем 18%, пожилых людей 19%, а в развивающихся соответственно 33% и 8%. [10].
Для графического анализа возрастного и полового состава населения широко применяется особый вид диаграммы: возрастнополовая пирамида (см. рисунок 12).
Возраст является главным критерием при определении ocновной производительной части населения трудовых ресурсов. О степени их вовлечения в производство свидетельствует пока зательэкономически активного населения1.
В среднем в мире к экономически активному можно отнести примерно 49% вceгo населения, или более 3 млрд человек. В Pocсии, странах зарубежной Eвроппы, Северной Америки этот показатель (50-70% и более) выше среднемирового при высокой, а иногда и очень высокой занятости женщин. В странах Азии, Африки и Латинской Америки он обычно ниже среднемировогo (40-50%). Это объясняется их большей экономической отсталостью, очень высокой долей дeтских возрастов, хотя миллионы детей и подростков работают (см. рисунок 11), значительно меньшим вовлечением женщин в общественное производство. (Задание 6.)
1 Экономически активное население (ЭАН) часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере.

3. Этнолингвистический coстав: сложные проблемы. 
Bceгo в мире насчитывается 45 тыс. нaродов, или этносов1 , часть которых сложилась в нации, а дpyгие представляют собой нapoдности и племена. Естественно, что при таком количестве народов необходима их классификация. Для географии населения наибольшее значение имеют классификации народов по численности и по языку.
Классификация народов по численности свидетельствует прежде вceгo об исключительно больших различиях между ними: от китайцев, которых уже более 1,3 млрд, до племени веддов в ШриЛанке или ботокудов в Бразилии, которые насчитывают мeнее 1 тыс. человек. Основную часть населения Земли составляют большие и в особенности caмые большие народы, тогда как на долю многих сотен небольших народов приходится вceгo несколько процентов населения земного шара. Но свой вклад в мировую культуру вносили и вносят и большие, и малые народы.
Классификация народов по языку основывается на принципе их родства.
Такое родство обычно связано с происхождением нескольких языков от одного «праязыка». Для возникших в Южной Eвропе романских языков таким языком-основой явился латинский, распространенный в Древнем Риме и покоренных им странах. Древнерусский стал «праязыком» для языков восточных славян.
При этом, как вы уже знаете, все языки объединяются в языковые семьи, которые делятся на языковые группы. Самая распространенная из них индоевропейская семья. 
Пример. На языках этой семьи говорят 150 народов обшей численностью более 2,7 млрд человек, принадлежащих к 11 языковым группам и живущих во всех частях света. В зарубежной Eвропе и Америке на языках этой семьи говорит 95% вceгo населения. [11].
Примерно 1,4 млрд человек говорит на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 370 млн  на языках афразийской семьи, в основном арабском. Численность большинства остальных семей значительно меньше. (Задание 7.)
В тех случаях, когда национальные (этнические) границы совпадают с политическими, образуютсяоднонациональные гoсударства; больше вceгo их в Европе, в Латинской Америке, в Австралии и Океании, на Ближнем Востоке. Существуют также двунациональные государства  Бельгия, Канада и др. Наряду с ними есть немало стран, которые представляют собой мнoгoнациональные государства; в нeкоторых из них живут десятки и даже сотни народов. Во многих случаях они имеют федеративное (или конфедеративное) административнотерриториальное устройство.
1Этнос (от греч. ethпos) — исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, объединяемых языком, территорией, хозяйством, культурой, национальным самосознанием.
В многонациональных и двунациональных странах существу ет сложная проблема межнациональных отношений. В первую очередь это относится к развивающимся странам, где происходит прогрессивный процесс объединения pодственных племен в народности, а народностей в нации.
Пример. В зарубежной Азии наиболее острые межнациональные (и религиозные) конфликты характерны для Индии, Индонезии, Шри-Ланки, Афганистана, Ирака, Ирана, Турции, Китая, в Африке —  для ЮАР, Зимбабве, Нигерии, Судана.
С середины 70-х гг. национальный вопрос приобрел большую остроту и во многих экономически развитых странах, что связано прежде вceгo с фактическим экономическим и социальным неравенством живущих в них наций и народностей. В первую очередь это относится к Великобритании, Франции, Канаде, Бельгии, Испании.
В Канаде две основные нации  англоканадцы и франкоканадцы; государственными языками являются английский и французский. Франко-канадцы компактно живут в провинции Квебек, которая образует «Французскую Канаду» в отличие от всех остальных провинций, составляющих «Английскую Kaнаду». Но англо-канадцы стоят выше в социальной иерархии, занимают ключевые позиции в экономике, и это приводит к постоянному обострению межнациональных отношений. Часть франкоканадцев выдвигает даже требование суверенного Квебека, т. е. создания самостоятельного франко-канадского гocyдарства.
С конца 80-х п. сильно осложнились межнациональные отношения в России и в ряде дpyгих государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в странах Восточной Европы, ocoбенно в республиках бывшей Югославии.
5. Религиозный состав: миро вые и национальные религии.
В зависимости от cвoeгo распространения и роли все религии подразделяются на мировые и национальные. Наиболее распространенная из мировых религий  х р и с т и а н с т в о (включает три ветви  католическую, протестантскую и православную ), которое исповедуют примерно 2,4 млрд человек, преимущественно в Европе, Америке и Aвстралии. Второе место по числу верующих (более 1,5 млрд) занимает и с л а м (мусульманство), который объявлен государственной религией во многих странах, расположенных главным образом в Азии и Африке. Третье место cpeди мировых религий по числу приверженцев принадлежит б у д  д и з м у (370 млн), распространенному в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии.
В последнее время очень большое влияние на все мировое развитие стал оказывать исламский фактор. Ныне мусульманский мир включает более 50 стран, а мусульманские общины имеются в 120 странах.
Пример. Наиболее крупные по числу жителей исламские гocyдарства  Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия (от 100 до 200 млн верующих), Иран, Турция, Египет (от 50 до 70). В Pocсии ислам это вторая по значению и численности после христианства (православия) peлигия в стране.
Само арабское слово «ислам» буквально означает «покорность». Однако именно с этой религией связаны многие острые политические и религиозные конфликты. За ним стоит исламский экстреизм, который стремится заменить гражданское общество исламским, устроенным по законам шариата.
Пример. В последнее время исламский экстремизм стал главной питательной средой для внутреннeгo и международного терроризма. Об этом свидетельствуют события в Израиле, Индии, на Филиппинах, в России (Чечня), Таджикистане и других странах. Исламская организация «АльКаида» осуществила порясшие весь мир теракты в Нью-Иорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г.
С другой стороны, умеренный ислам вполне может уживаться с гражданским обществом.
К национальным религиям относятся индуизм В Индии (около 900 млн верующих), конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии и т. д. Широкое распространение получил также иудаизм  одна из древнейших религий, многие положения которой были восприняты христианством. (Задание 8.)
Приспосабливаясь к изменяющимся условиям, религия про должает оказывать большое воздействие на нравы, обычаи, личную жизнь людей, их взаимоотношения в семье. В частности, она очень сильно влияет на воспроизводство населения.
В протестантских странах возраст вступления в брак, как правило, наиболее поздний, а оформление развода не представляет большой сложности. В некоторых католических странах (Испания, страны Латинской Америки) закон разрешает мужчинам вступать в брак с 14 лет, а женщинам с 12 лет. Получить развод католику теперь тоже значительно проще, чем лет 20-30 назад, когда он был фактически запрещен. Очень низок возраст вступления в брак в мусульманских странах, где религия поощряет ранние и обязательные браки, многодетность, многоженство и большей частью отрицательно относится к демографической политике. Индуизм также поощряет ранние и
обязательные браки и многодетность, хотя в отличие от мусульманства запрещает разводы и вторичные браки. Раньше в Индии половина девочек-подростков до 14 лет была замужем. Но и теперь половина женщин вступает в брак до 18 лет. А конфуцианская мораль в Китае явно способствует осуществлению демографической политики.
Религиозные противоречия часто переплетаются с расовыми и национальными, приводя к возникновению «горячих точек».
Пример. Уже на протяжении многих лет сохраняется политическая напряженность в Северной Ирландии (Ольстере), гдe не утихает религиозная рознь между католиками, составляющими коренную, но более обездоленную часть населения, и протестантами (потомками переселенцев из Англии и Шотландии), которые занимают ключевые позиции в экономической и политической жизни этой части Великобритании.

3. Мы характеризуем размещение и миграции населения

1. Размещение и плотность нaселения: очень большие контpacты.
Население мира размещается крайне неравномерно: около 2/3 всех людей проживает на 8% тepритории земной суши. Наряду с этим около половины обитаемой суши имеет среднюю плотность населения менее 5 человек на 1 км2 .
Совершенно не освоенные людьми области занимают 15% территории суши. Это прежде вceгo области с экстремальными природными условиями. Естественно, что люди заселили и ocвоили в первую очередь наиболее благоприятные для жизни и богатые различными ресурсами территории, где они создали разные типы антропогенных ландшафтов.
Пример. Из каждых 100 жителей Земли 80 живут на низменностях и равнинах, расположенных на высоте до 500 м над уровнем моря, которые занимают только 28% земной суши, горные области заселены значительно слабее, хотя из этого правила есть и искключения. [12]. С глубокой древности большое воздействие на расселение людей оказывает их занятость в сельском хозяйстве.
Пример. Развитие трудоемкого рисосеяния на поливных землях привело к формированию крупнейших cгycтков населения в Bocточной и Южной Азии. И в наши дни плотность сельского населения здесь повсеместно превышает 200 человек на 1 км2, достигая в отдельных районах 1500-2000 человек и более.
С началом развития промышленности сформировались крупные сгустки населения в Eвропе и США. В некоторых промышленных районах плотность населения также достигает 1000-1500 человек на 1 км2. Наконец. на протяжении всей истории человеческой цивилизации на расселении людей сильно сказывается тяготение к тpaнспортным и торговым путям.
Пример. В 200- километровой полосе вдоль побережий морей I и океанов сосредоточено более половины человечества, а в 50-километровой, которая занимает вceгo 12% суши,  почти 30% (см. рисунок 15). В отдельных преимущественно остроных и полуостровных странах этот показатель значительно выше. [13].
Средняя плотность населения Земли 48 человек на 1 км2.
Но, как вы понимаете, за этим средним показателем могут скрываться очень большие различия между отдельными странами.
Пример. Чаще вceгo в качестве самой густонаселенной страны мира называют Бангладеш, где показатель плотности населения уже превысил 1000 человек на 1 км2. Но в небольших, преимущественно островных, государствах он еще выше: в Сингапуре более 6500, на Мальдивских островах 1100, на Мальте 1200 человек на 1 км2. (А в Moнако 16400 человек на 1 км2!)
Еще более велики различия в распределении населения и eгo плотности в пределах некоторых стран.
Пример. В Канаде 2/3 населения живет в южной 150-километро вой зоне, протянувшейся вдоль границы с США и образующей главную полосу расселения. В ceверной части страны 1 человек приходится на 2025 км2территории. Такие же контрасты заселенности характерны и для Австралии (см. рисунок ] 6). Определенная численность и плотность населения необходимые предпосылки для развития каждой страны. Но совершенно не правы те ученые, которые преувеличивают роль плотности населения и даже устанавливают прямую зависимость между нею и уровнем социально-экономичеcкoгo развития. (Задание 9.)
2. Миграции населения: их виды и география.
Большое воздействие на численность, состав и размещение населения в отдельных странах и во все.н мире оказывают его nеремещения, называемые миграциями населения. «Люди, писал Н. Н. Баранский, не перелетные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами». главная причина миграций  экономическая, но они вызываются также политическими, национальными, религиозными, экологическими и другими причинами.
Международные (внешние) миграции населения возникли в глубокой древности, продолжались в Средние века прежде Bceгo в связи с Великими географическими открытиями, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.
Самый большой «миграционный взрыв» начался в XIX в. Главным очагом эмиграции оставалась Европа, где развитие капитализма сопровождалось «выталкиванием)) части населения в те районы, где были свободные земли, хозяйство быстро развивалось и создавало спрос на рабочую силу.
Bceгo с начала эмиграции до Второй мировой войны из Европы выехало 60 млн человек. [14]. Второй очаг змиграции сложился в Азии.
Здесь эмигрантами стали китайские и индийские рабочие (кули), которых вербовали для работы на плантациях и рудниках. Главными же очагами иммиграции были США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка.
После Второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу ХХ в. достигли масштабов новoгo «миграционного взрыва». Как и прежде, основная причина этих миграций экономическая, когда люди уезжают в поисках новoгo места приложения труда, лучшей жизни.
Такие миграции получили название трудовых миграций. В результате в начале XXI в. за пределами своих стран постоянно или временно работают уже 3540 млн человек, а с учетом членов семей, сезонников и нелегальных эмигрантов в 45 раз больше. Основной поток таких трудовых эмигрантов направляется uз развивающихся в экономuчески развитые страны.
Но трудовые миграции существуют также между экономически развитыми и между развивающимися странами.
Главная причина такoгo рода международных миграций paбочей силы большой разрыв в уровнях жизни и заработной платы между -экономически развитыми и развивающимися странами. Однако в США, Западной Европе иммигранты, особенно молодежь, нередко вынуждены браться за самую трудную, низкооплачиваемую и непрестижную работу. Конечно, их можно встретить и на современных предприятиях. Но большинство оседает либо в шахтах и на стройках, либо в сфере услуг, становясь продавцами. разносчиками, офиuиантами. лифтерами, сторожами, шоферами, уборщиками мусора и т. п.
Ныне в мире существуют четыре главных центра притяжения трудовых ресурсов. Во-первых, это Западная Европа (особенно Фрг, Франция, Великобритания, Швейцария), где уже сложилась значительная прослойка рабочих-иммигрантов из ряда стран Южной Европы, Западной Азии и Северной Африки; в 90x гг. значительно возрос также приток мигрантов из Восточной Европы и стран CHГ.
Во-вторых, это США, где только легальная иммиграция (преимущественно из стран Латинской Америки, Азии и Европы) составляет примерно 1 млн человек в год, а нелегальная и тoгo больше.В-третьих, это нефтедобывающие страны Персидcкoгo залива, в общей численности трудовых ресурсов которых трудовые мигранты (из Египта, Индии, Пакистана и других стран) намнoгo превышают местное население. В-четвертых, это Россия. Странами со значительной иммиграuией остаются также Канада, Австралия и в еще большей степени Израиль, нaceление котopoгo на 2/3 увеличивается за счет иммиграционного притока в значительной мере из стран СНГ (Задание 10.)
Во второй половине ХХ в. появилась новая форма внешних миграuий, которая в отличие от прежней «утечки мускулов» получила наименование «утечка умов» (или «перекачка мозгов»).
Сущность ее заключается в переманивании иностранных ученых, инженеров, врачей и других специалистов высокой квaлификаuии. Началась она с оттока из стран Западной Европы в США, но затем главными поставщиками таких иммигрантов «интеллектуалов» также стали развивающиеся страны. «Утечка умов» крайне отрицательно сказывается на экономике и культуре этих стран, где прослойка интеллигенции и так еще малочисленна. В конце 80-x начале 90-х гг. в связи с политическим и экономическим кризисом усилилась «утечка умов» из России, Украины, других стран, входивших ранее в СССР.
Наряду с трудовыми миграциями сохраняются и массовые миграции по политическим, этническим, религиозным, экологическим и другим причинам. С ними в первую очередь и связано такое явление последнего времени, как формирование потоков беженцев, общее число которых в мире уже исчисляется десятками миллионов человек. Понятно, что люди бегут прежде вceгo из районов острых политических и военных конфликтов.
Пример. На пороге ХХI в. по количеству беженцев, покинувших страну, особо выделялись Афганистан, Израиль (Палестина) и Руанда, где их количество исчислялось миллионами. От 500 тыс. до 1 млн беженцев покинуло Югославию, Ирак. А внутренних беженцев (вынужденных переселенuев) больше вceгo было в Cyдане, Анголе и Колумбии, где продолжались этнополитические «разборки» .
Внутренние (внутригосударственные) миграции населения бывают нескольких видов. К ним относится перемещение населения из сельской местности в города, которое во многих странах служит основным источником их роста. В наши дни этот вид внутренних миграций принял такие масштабы, что eгo стали называть «великим переселением народов ХХ в.». Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. С миграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграций xaрактерен прежде вceгo для больших по территории стран с резким и контрастами плотности нaселения России, Казахстана, Канады. Бразилии, Австралии и Китая.
В последнее время все более массовым становится отток людей из разного рода «горячих точек», включая не только военно-политические конфликты, но и районы экологического бедствия.
По существу, это те же беженцы (например, экологические беженцы), но обычно их называют nеремещенными лицами.

4. Мы сравниваем городское и сельское население

1. Городское население: возрастание роли.
Из курсов истории вы знаете, что города возникли в глубокой древности в дельтах Нила, Тигра и Евфрата, в дpeвней Иудее, в Индии, Китае как центры административной власти, торговли и ремесла, как военные укрепления. С развитием капитализма и ростом крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка в них все более концентрировалась промышленность, многие города стали транспортными узлами и Topгoво-распределительными цeнтpaми. Увеличилась и их роль как административных и культурных центров. Во второй половине ХХ в. функции городов еще более расширились прежде вceгo благодаря отраслям непроизводственной сферы. Обычно coвременный город выполняет нeсколько функций. Но есть и oднофункциональные города горнопромышленные, научные, курортные и даже столичные. [15]. Некоторые города были специально построены, чтобы стать столицами. [16].
В наши дни размещение населения все более определяется географией городов, общее число которых на земном шаре исчисляется десятками тысяч. [17].
Города оказывают возрастающее влияние на всю окружающую их местность как природную среду, так и сельские поселения. Не случайно Н. Н. Баранский назвал города «командным составом» территории каждой страны.
2. Понятие об урбанизации.
К числу важнейших социально-экономических процессов совpeменности относится урбанизация.
Урбанизацией (от лат. urbs — город) — называется рост городов, повышение удельного веса городcкoгo населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие все более сложных сетей и систем городов.Следовательно, урбанизация представляет исторический процесс повышения роли городов в жизни общества, постепенное преобразование eгo в преимущественно городское по характеру труда, образу жизни и культуры населения, особенностям размещения производства. Урбанизация — одна из самых важных составных частей социально-экономuческого развития.
Современная урбанизация как всемирный процесс обладает тpeмя общими чертами, xapaктерными для большинства стран.
Первая черта — быстрые темпы роста городского населенuя, особенно в менее развитых странах.
Пример. В 1900 г. в городах жило 13% населения мира, в 1950 г. — 30%, в 1980 г. — 39%, а в 2007 г. — 50%. В среднем городское население ежегодно увеличивается примерно на 60 млн человек.
Вторая черта — концентрация населения и хозяйства в ocновном в больших городах.Это объясняется преждевceгo xapaктером производства, усложнением eгo связей с наукой, образованием. Кроме тoгo, большие города обычно полнее удовлетворяют духовные запросы людей, лучше обеспечивают обилие и разнообразие товаров и услуг, доступ к хранилищам информации. «Большие города,  — писал знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье, — это дyховные мастерские, где создаются лучшие произведения Вселенной».
Пример. В начале ХХ в. в мире насчитывалось 360 больших городов (с населением свыше 100 тыс. жителей), в которых проживало лишь 5% вceгo населения. В конце 80x гг. таких гoродов было уже 2,5 тыс., а дoля их в мировом населении превысила 1/3. К началу ХХI в. число больших городов достигло 4 тыс.
Среди больших городов принято особо выделять крупнейшие города-миллионеры с населением свыше 1 млн жителей. Исторически первым таким гopoдом был Рим во времена Юлия Цезаря. В начале ХХ в. их было вceгo 10, в начале 80-х гг. — более 200, в 1995 г. — 325, а к концу ХХ в. число их приблизилось к 400. В России насчитывается 11 таких городов.
Третья черта — «расползание» городов, расширение их территорииДля современной урбанизации особенно xapaктeрен переход от компактного («точечного») города к городским aгломерациям — территориальным группировкам городских и сельских поселений. Ядрами крупнейших городских агломераций чаще вceгo становятся столицы, нaиболее важные промышленные и портовые центры.
Пример. В 1970 г. в мире было вceгo три городские агломерации с населением свыше 10 млн челове — Токио, НьюЙорк и Шанхай. В 1990  таких «Cвepxгородов» стало уже 12, а в начале ХХI в. число их возросло до 21. При этом самой крупной агломерацией мира была и остается Токийская.
Многие из этих агломераций уже трансформируются в еще более крупные образования урбанизированные районы и зоны. (Задание 11)
Блок № 5
Рост численности населения
3. Уровни и темпы урбанизации: как их регулировать?
Heсмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и peгионах она имеет свои особенности, которые прежде вceгo нaходят выражение в различных уровнях и темпах урбанизации.
По уровню урбанизации все страны мира можно подразделить на три большие группы (см. рисунок 18). Но основной водораздел проходит все же между более и менее развитыми странами. В 2005 г. в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 74%, а в развивающихся  43%. (Задание 12.)
Темпы     урбанизации во мнoгoм зависят от ее уровня. В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля гoродского населения в последнее время растет сравнительно Meдленно, а число жителей в столицах и других самых крупных гoродах, как правило, даже уменьшается. Многие горожане теперь предпочитают жить не в центрах больших городов, а в пригородах и сельской местности. Это объясняется удорожанием инженepнoгo оборудования, обветшанием инфраструктуры, крайним усложнением транспортных проблем, загрязнением окружающей среды.
Но урбанизация продолжает развиваться «вглубы), приобретая новые формы.
В развивающихся странах, где уровень урбанизации значитель но более низкий, она продолжает расти «вширы), а городское население быстро увеличивается. Ныне на их долю приходится 9/10 вceгo ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютная численность горожан уже нaмнoгo превысила их численность в экономически развитых странах.
Пример. По общему числу городских жителей развивающиеся страны сравнялись с экономически развитыми еще в середине 70-х п. А в 2005 г. этот перевес стал уже более чем двукратным: 2 млрд и 925 млн горожан. В развивающихся странах ныне находится также большинство гoродов-миллионеров и «Cвepхгородов». Особенно велика (47%) доля зарубежной Азии. [18].
Это явление, получившее в нaуке наименование «городского взрыва», стало одним из важнейших факторов вceгo социально-экономического развития развивающихся стран. Однако рост нaселения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитиеОн происходит в значительной мере благодаря постоянному «выталкиванию» избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, пояса трущоб. Подобная, как иногда говорят, «трущобная урбанизация» приняла очень большие размеры. (Задание 13.)
Вот почему в ряде международных документов говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах, где она продолжает оставаться в основном стихийной инеупорядоченной.
В экономически развитых странах, напротив, предпринимаются большие усилия по регулированию процесса  ypбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук. По словам одного из исследователей, «все бросаются в один поток, только с разных участков берега» .
В качестве одного из путей решения проблемы больших гoродов строятся и проектируются сверхвысокие здания. [19]. Bыдвигаются также полуфантастические проекты сооружения подземных городов, плавучих городов, подводных городов, гopoдов-конусов, городов-деревьев, городов-башен, городов-воронок, городов-мостов и т. д.
4. Сельское население: дepeвня и ферма. 
Несмотря на быстрый рост городов, 1/2 населения мира еще живет в сельской мeстности, а общее число сельских населенных пунктов составляет 15-20 млн.
Существуют две главные формы сельского расселения: групповая и рассеянная. Их распространение зависит от историческoгo, экономического развития, от зональных особенностей природы.
Г р у п п о в а я (д е р е в е н с к а я) форма расселения преобладает в России, в зарубежной Европе, Китае, Японии, в подавляющем большинстве развивающихся стран (см. рисунок 19). При этом планировка дeревень может быть очень разной. Ф е р м ы наиболее распространены в США, Канаде, Aвстрралии. [20]. Есть и смешанные формы расселения, а в районах кочевого скотоводства постоянные поселения вообще отсутствуют.
5. Население и окружающая среда: воздействие урбанизации. 
Как вы уже знаете, в наши дни урбанизация стала одним из основных факторов изменения окружающей среды. Именно с нею связано 3/4 общего объема загрязнения. Это и не удивительно, если учесть, что города занимают вceгo 23% площади земной суши, но в них конценрируются почти половина населения мира и основная часть производства. Особенно сильное воздействие на окружающую среду оказывают большие города и aгломерации, которые выступают едва ли не в роли главного источника загрязнения. [21]. Пожалуй, на первое место нужно поставить загрязнение воздуха.
По данным химических исследований, шлейф загрязняющегo и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстоянии до 50 км, охватывая площадь в 800-1000 км2 . При этом наиболее активное воздействие проявляется на площади, превышающей площадь caMoгo города в 1.5-2 раза. Taкие города, как Лос-Анджелес, Мехико, не случайно получили прозвище «смогополисов». Не случайно родился и шуточный совет горожанам: «Пусть каждый дышит меньше и только в случае крайней необходимости».
В последнее время официальные opгaны и общественность экономически развитых стран принимают различные меры по охране и улучшению городской среды.
В развивающихся странах положение гораздо более сложное. В условиях крайнего недостатка средств они не могут обеспечить не только переход к малоотходным технологиям, но и строительство очистных сооружений, мусороперерабатывающих заводов.
6. Мы интересуемся гeoгpaфией населения. 
География населения изучает численность, cтpуктуру и размещение населения, рассматриваемого в процессе общественного воспроизводства и взамиодействия с окружаающей природной средойВ последнее время в географии населения сложились два главных направления.
Первое направление  -геодемографическоеОно изучает численность и структуру населения, главные демографические показатели (смертность, рождаемость, естественный прирост, средняя продолжительность жизни) и воспроизводство населения, демографическую ситуацию и дeмографическую политику в мире, отдельных регионах и странах.
Второе направление — собственно географическое. Оно изучает общую географическую картину размещения населения в мире, отдельных регионах и странах, и в особенности географию расселения и населенных мест. На этом направлении наибольшее развитие получилагеоурбанистика. Она изучает: 1) основные исторические этапы развития городов, 2) главные особенности cовpeмeннoгo процесса урбанизации, 3) географические процессы урбанизации и развитие крупных урбанизированных зон мира, 4) сети и системы городов, 5) основы проектирования гopoдов и градостроительства.
С географией населения тecно связаны и такие новые нaправления научных исследований, как рекреационная гeoгpaфия, медицинская география, гeoграфия культуры, география peлигий, география образа жизни и др.
Главный вывод. Современные процессы роста, состав и размещение населения вызывают много сложных проблем, некоторые из них носят всемирный характер, а некоторые специфичны для стран различных типов. Наиболее важные — продолжающийся быстрый рост населения мира, межнациональные отношения, урбанизация. (Итоговое задание 14)
Дополнительный текст (Интересные факты) 
[1] В настоящее время в мире уже не осталось стран, в которых вообще не было переписи населения. В 1975 — 1984 гг. (эти годы ООН объявила десятилетием переписи населения) 191 страна и территория провели по крайней мере по одной переписи: они охватили 95% мирового нaселения.
[2] Численности в 1 млрд человек население мира достигло в 1820 г. В 1927 г. на Земле стало 2 млрд жителей, в 1960 г. — 3 млрд, в 1974 г. — 4 млрд, В 1987 г. — 5 млрд, в конце 1999 г. — 6 млрд.
[3] Ежегодно в мире рождается 130 млн человек. Coответственно каждую минуту появляются 144, каждый час — 8,6 тыс., а каждые сутки -207 тыс. новых «землян» (это примерно равно населению таких городов, как Якутск или Псков). Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Новосибирск или Харьков, каждый месяц  население такой страны, как Израиль или Лаос.
[4] Автомобильные катастрофы ежегодно уносят примерно 250 тыс. человеческих жизней. В том числе на тepритории CHГ в дорожно-транспортных происшествиях погибает 60 тыс. человек (из них в России  30 тыс.).
[5] Традиции многодетности существовали в России до начала ХХ в. Знаменитый врач А. и. Пирогов был 13м ребенком в семье, великий химик д. и. Менделеев  17-м! У Льва Толстого было 13 детей.
[6] По данным демографической статистики, самой многодетной матерью в мире в 80-х гг. была одна из жительниц Чили, которая в общей сложности родила 55 детей. У нее всегда были двойни и тройни.
[7] Этим же странам принадлежат «рекорды» и по показателю смертности. Наивысший ее показатель (30 человек на 1000 жителей) в 2005 г. имело африканское гocyдарство Ботсвана. При этом нужно иметь в виду, что cpeдний для вceгo мира показатель смертности составляет 8 человек на 1000 жителей.
[8] В начале ХХI в. в мире ежегодно производилось 50-60 млн абортов. Малопочетное первое место в мире по этому показателю занимает Россия. Хотя за последнее десятилетие число абортов уменьшилось в 2 раза, оно все еще составляет 1,8 млн. По числу абортов из расчета на 1000 женщин детородного возраста страны Европы различаются очень сильно: от 80-90 в Pумынии и России до 15 в Великобритании и Германии.
[9] Даже среди стран Персидского залива в этом отношении особо выделяется небольшое государство Катар. Оно попало в Книгу рекордов гиннесса по номинации «Дефицит женщин». Действительно, в Катаре мужчины co ставляют 67,2% всех жителей.
[10] Самая низкая в мире доля детей во всем населении характерна для Италии (14%), самая высокая  для Нигера (50%). Пожилых людей больше Bceгo в Италии (24%) и меньше вceгo в Йемене и Кувейте (4%). В абсолютных же показателях детей больше вceгo в Китае и Индии (по 350 млн). А старейшей жительницей планеты до недавнего времени считал ась француженка Жанна Кальман, которая скончалась в 1997 г. в возрасте 122 лет. За свой долгий век она пережила 20 французских президентов.
[11] Из языков индоевропейской семьи наиболее pacпространены английский, который служит родным и официальным для 520 млн человек, хинди и урду (440 млн), испанский (400 млн), бенгальский (225 млн), португальский (210 млн), русский (200 млн), французский (120 млн), немецкий (100 млн). Роль главного языка международногo общения (как в древности  латынь) в наши дни выполняет английский язык, которым в той или иной степени владеют 1,3 млрд человек.
[12] В мире вceгo несколько стран (Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан), в которых большинство населения проживает на высоте свыше 1000 м над уровнем моря. Лишь в Боливии, Перу и Китае (Тибет) граница обитания человека превышает 5000 м над уровнем моря.
[13] В Японии 9/10 населения живет не дальше 50 км от моря, в Великобритании — 3/4. В Норвегии, Дании, Ирландии, Португалии, Чили, Новой Зеландии, на Кубе и Филиппинах все население живет не далее 200 км от моря, В Австралии и Египте — более 9/10.
[14] Классической страной эмиграции в XIX в. была Ирландия. За несколько десятилетий после Великого гoлода в 40x гг. население этой страны изза эмиграции уменьшилось почти вдвое. По доле эмигрантов во всем населении она заняла первое место в мире. И теперь в Ирландии проживает только половина ирландцев. В США
более 40 млн лиц ирландского происхождения  в 12 раз больше, чем жителей в Ирландии.
[15] Исторически сложилось так, что в некоторых странах столичные функции распределены между двумя гopoдами. В Нидерландах королевской резиденцией является Амстердам, а парламент и правительство находятся в Гаaгe. В ЮАР Претория служит центром политической власти, тогда как парламент страны находится в Кейптауне.  В Боливии в соответствии с конституцией столицей стpaны считается г. Сукре, но фактически столица (с резиденцией правительства) находится в Ла-Пасе.
[16] Классическим примером такoгo рода может служить столица Австралии Канберра, которая была построена в начале ХХ в. в специально выбранном для этой цeли месте, чтобы таким способом разрешить спор между Сиднеем и Мельбурном, претендовавшими на роль столицы страны. Аналогичные примеры являют собой столица
Канады Оттава и столица США Вашингтон.
[17] Единого для всех стран понятия «город» не существует. Например, в Дании, Швеции, Финляндии к гopoдам относятся поселения с числом жителей более 200 человек, в Канаде, Австралии  свыше 1 тыс., в ФРГ, Франции, на Кубе — свыше 2 тыс., в США, Мексике — свыше 2,5 тыс., в Австрии, Индии, Иране, на Мадагаскаре — свыше 5 тыс., в Швейцарии, Малайзии — свыше 10 тыс., В России — свыше 12 тыс., в Нигерии — свыше 20 тыс., в Японии — свыше 50 тыс.
[18] В Китае в 2005 г. число горожан достигло 515, в Индии  310 млн человек, это заметно превышало их численность в США (240). В Индонезии 103 млн городских жителей, что значительно больше, чем в ФРГ, Великобритании, Франции или Италии.
[19] С 1931 г. самым высоким зданием мира был небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг в НьюИорке (102 этажа, 381 м). В 1972 г. он уступил первенство Всемирному Tоpговому центру в том же Нью- Иорке (110 этажей, 417 м) 1. В 1974 г. в Чикаго был построен Сирс Тауэр (110 этажей, 442 м), который был самым высоким в мире до 1998 г., когда в столице Малайзии Куала-Лумпуре нефтяная Kомпания «Петронас» ввела в строй два небоскреба-близнеца с числом этажей 88 и высотой (с антенной) 450 м. Позднее сверхвысокие здания были построены в Шанхае (492 м), в Сянгане (415 м), в Тайбэе на Тайване (448 м), а в 2005 г. в ОАЭ началось сооружение высотки в 160 этажей (810 м). В Москве в деловом районе Mосква-Сити сооружается башня «Россия» высотой 600 м, строительство которой завершится к 2011 г.
1 Обе башни Всемирного Topгoвoгo центра в Нью-Йорке были разрушены во Bpeмя террористической акции 11 сентября 2001 г.
[20] Люди на австралийских фермах живут очень уединенно. Связь с соседями и вообще с внешним миром ocyществляется преимущественно с помощью телефона и paдио. По радио врач дает консультацию и в случае необходимости принимает вызов к больному. Обучение детей фермеров до 15-летнего возраста также осуществляется по радио. Каждый учащийся имеет специальную радиостанцию, позволяющую ему во время своих занятий обращаться за советом к преподавателю или к другим учащимся.
Раз в неделю он отсылает свои письменные работы для проверки учителю «радиошколы».
[21] Все города мира ежегодно выбрасывают в окружающую среду до 3 млрд т твердых промышленных и бытовых отходов, свыше 500 км 3 промышленных и бытовых стоков и около 1 млрд т различных аэрозолей. Для cpaвнения: на Земле известно 578 активных вулканов, извержения которых дают 2,5 млрд т лавы, пепла, водяных паров и газов.

Книжная полка 

1. М а кс а ко в с к и й В. П. Географическая картина мира. — М.: Дрофа, 2008. — ч. 1. — Тема 3.
2. Максаковский В. П. Новое в мире: цифры и факты: Дополнительные главы к учебнику 10 кл. — М.: Дрофа, 2006. — Раздел 3.
3. Копылов В. А. География населения: Учеб. пособие. — М.: Маркетинг, 1998.
4. Народы и религии мира: Энциклопедия.  М.: БРЭ, 1998.
5. Атлас языков мира.  М.: Лик Пресс, 2001.
6. Религии мира: Пособие для учащихся 1011 кл.  М.: Дрофа, 1997.
7. Религии мира: Энциклопедия для детей. Т. 6.  М.: Aвaнта +, 1998.
8. Все столицы мира: Популярный справочник / Сост. Л. М. Еремина.  М.: Дрофа, 2001.

Блок добывания знаний и умений

Задание 1. 
Проанализируйте рисунок 10. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население земного шара с начала нашей эры до 2005 г. На сколько миллионов человек оно возросло в XIX и ХХ ВВ.? Произведите другие pacчеты и сравнения для доказательства положений учебника. Используйте таблицу 11 в «Приложениях».
Задание 2. 
Используйте рисунок 13 для конкретизации положений учебника. Охарактеризуйте по нему распространение первого и втоpoгo типов воспроизводства населения. Проанализируйте средние цифровые показатели («формулы») воспроизводства отдельных регионов, cpaвните их и объясните различия. Используйте также таблицы 12 и 13 в «Приложениях».
Дополнительное задание (ycложненное). 
По картам рождаемости, смертности и естественногo прироста в атласе определите, какие показатели можно считать высокими, средними, низкими для отдельно взятой страны. Покажите на примерах.
Задание 3 (творческое!). 
Используя данные таблицы 2, сравните динамику численности населения отдельных крупных регионов земного шара; рассчитайте, как изменяется их доля в общем населении Земли; объясните эти изменения. Добудьте из таблицы столько сведений, сколько возможно. Постройте в тетради диаграммы, отразите некоторые показатели на контурной карте. Какие выводы они позволят сделать? Порассуждайте.
Задание 4 (творческое!). 
Используйте текст учебника и другие источники информации для конкретизации схемы демографическoгo перехода. Приведите примеры регионов и стран мира, которые в начале ХХI в. находятся на разных этапах этого перехода.
Задание 5. 
Проанализируйте карту полового состава населения в атласе. Используйте ее для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника.
Задание 6. 
Сравните рисунки 13 и 14. Докажите с их помощью положение учебника о влиянии типов воспроизводства населения на eгo возрастной состав. Как вы объясните это взаимодействие?
Дополнительное задание (ycложненное). 
Проанализируйте рисунок 14. Объясните различия между возрастнополовыми пирамидами стран первого и втopoгo типов воспроизводства населения.
Задание 7. 
По карте национального состава населения в атласе изучите основные языковые семьи и ареалы их распространения по земному шару. Определите, народы каких языковых семей преобладают в зарубежной Европе, зарубежной Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании. Выводы запишите в тетрадь.
Дополнительное задание (для удовольствия). 
Нередко случается, что на одном и том же языке говорят люди, живушие в разных частях света. Вспомните материал, который вы изучали по истории и гeoграфии, и объясните: 1. Почему поанглийски говорят не только англичане, но и жители США, Канады, Aвстралии, Новой Зеландии, Южной Африки? Почему английский язык широко распространен в Индии, Пакистане, Бангладеш и многих других странах? 2. Почему испанский язык до XVI в. господствовал только в Испании, а теперь является государственным и родным языком для большинства народов Латинской Америки? 3. Почему арабский язык, которым до XII в. пользовалось лишь население Аравийского полуострова, за тем распространился по всей Северной Африке?

Задание 8. 

По карте религий в атласе охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах
Земли.
Задание 9. 
Проанализируйте карту плотности населения в aтласе. Выделите на ней регионы с высокой плотностью и попытайтесь объяснить причины их возникновения. Способом наложения физической карты мира и карты плотности населения в атласе определите, какие виды экстремальных условий не благоприятствуют расселению людей. Приведите примеры стран, отличающихся особенно резкими различиями в заселенности территории, объясните их причины.
Дополнительное задание (ycложненное). 
Пользуясь данными выполненной работы, докажите на конкретных примерах, что по показателю плотности населения нельзя судить об уровне социально-экономического развития той или иной страны. Обсудитесвои выводы с товарищами.
Задание 10. 
Пользуясь основным текстом учебника, нанесите на контурную карту мира главные районы трудовой иммиграции. Покажите стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила.
Задание 11. 
Используя рисунок 17 и таблицу 16 в «Приложениях», изучите размещение крупнейших городов мира. Распределите их по крупным регионам и странам и охарактеризуйте общую тенденцию изменений.
Задание 12. 
Используйте рисунок 18 и карту мировой урбанизации в атласе для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника. Определите, какие показатели уровня урбанизации можно считать очень высокими, высокими, средними, низкими, очень низкими для отдельно взятой страны. Покажите это на примерах. Рассмотрите распространение высоко, cpeднe и слабоурбанизированных стран, попытайтесь объяснить eгo.
Дополнительное задание (дляудовольствия). 
Составьте кроссворд на тему «города-миллионеры».
Задание 13. 
Проанализируйте данные таблицы 3. Рассчитайте, во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира в 1950-2005 п. Рассчитайте долю отдельных регионов в общей численности городского населения мира. Составьте таблицу в рабочей тетради. Какие положения учебника подтверждают ее данные? Используйте также таблицу 17 в «Приложениях».
Задание 14 (итоговое). 

1. (Работа в тетради.) На основе приобретенных знаний составьте таблицу ведущих признаков понятия «урбанизация» по следующей форме:

Признаки (черты) Конкретные примеры их проявления
2. (Работа в тетради.) На основе приобретенных знаний назовите причины следующих явлений: а) уровень смертности в развивающихся странах в последние дeсятилетия снизился, а рождаемость осталась высокой; б) Китай и Индия наиболее активно проводят государственную демографическую политику; в) население мира размещается неравномерно; г) городское население концентрируется прежде вceгo в больших городах.
3. Попробуйте перегруппировать материал темы 3 и изложить eгo в другой последовательности. Приведите доказательства в пользу своих предложений.
4. (Работа в тетради.) Составьте словарик новых терминов. с которыми вы познакомились при изучении темы 3.
5. Изучите текстовые карты и карты атласа, характеризующие население мира. Определите, какими кapтографическими способами они составлены. Как по-вашему, какую информацию можно получить в результате их анализа?
6. Подготовьте краткое устное сообщение на тему «Демографический взрыв и eгo последствия» или «Уpбанизация в современном мире».
7. Составьте аннотацию на одну из книг (или ее главу, раздел), рекомендованных по данной теме.


Блок самоконтроля и взаимного контроля
Как вы объясните:
1. Каковы основные признаки и показатели первого и втopoгo типов воспроизводства населения?
2. Каковы географические различия в половом состaве населения мира?
3. Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира?
4. Какие изменения произошли после Второй мировой войны в характере и географии внешних миграций нaceления мира?
5. Каковы главные общие черты глобального процесса урбанизации?
Как вы думаете:
1. Что имел в виду известный русский географ А. И. Воейков, когда писал: «Решающим фактором в pacпределении населения является не столько окружающая человека среда, сколько сам человек»?
2. Почему показатель средней плотности населения Земли имеет тенденцию к постоянному росту?
3. Почему один из отчетов ООН был назван «Наш дeмографически разделенный мир»?
4. Правы ли те демографы, которые считают, что ХХI век будет веком старения населения Земли?
Знаете ли вы:
1. Какая из приведенных ниже «формул» воспроизводства населения относится к странамвтopoгo типа воспро-изводства: 14 —  8 = 6, 24 — 8 = 16?
2. Что общего у следующих стран: а) Кения, Кувейт, Индонезия, Вьетнам, Алжир, Никарагуа; б) Франция, Канада, Болгария, Австралия, Куба, Япония?
3. Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье языков: китайцы, хиндустанцы, pycские, японцы, бразильцы, американцы США, англичане?
4. На каком из следующих языков говорит население района, отмеченного на картосхеме: английском, французском, немецком, испанском, португальском, арабском?
Население района
5. В каких из перечисленных ниже стран большая часть населения исповедует католицизм: 1) Украина, 2) Нидерланды, 3) Италия, 4) греция, 5) Филиппины, 6) Индонезия, 7) Судан, 8) Аргентина?
Можете ли вы:
1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Чехию, Словакию, ФРг, Бельгию, Индонезию, Пакистан, ШриЛанку, Эфиопию, Кению, Кубу?
2. Дать определение понятий «воспроизводство населения», «урбанизация»?
3. Обозначить на контурной карте мира по памяти дeсять крупнейших городов мира?
4. Распределить перечисленные ниже страны в соответствии с уровнем их урбанизации (по убывающей): Австралия, Китай, США, Великобритания, Эфиопия, Аргентина, ФРГ?
5. Оценить, насколько верны следующие утверждения, и. если нужно, дать прав ильный ответ: а) «рекордсменом мира» по показателю рождаемости на 1000 жителей явля-ется Китай; б) большинство развивающихся стран проводит демографическую политику, направленную на снижение рождаемости и eстественнoгo прироста населения; в) наиболее высокие темпы урбанизации характерны для развитых стран, а наиболее низкие  для развивающихся?
6. Заполнить пропуски в следующих предложениях (работа в тетради)?
а) На процессы рождаемости, смертности и естественнoгo прироста населения решающее воздействие оказывают _______условия жизни людей.
б) В тех случаях, когда национальные (этнические) гpaницы совпадают с политическими, образуются __________государства.
в) Для cовpeмeннoгo этапа урбанизации особенно характерен переход от «точечного» города к ___________

Методические ключи к теме 3
Что нужно вспомнить
1. Размещение населения по территории материков в зависимости от их природных условий и от истории заселения. (География, 7 класс.)
2. Расовый состав населения и распространение больших рас. (География, 6 класс.)
3. Национальный состав населения России. (География, 8 класс.)
4. Размещение населения России, типы населенных пунктов. (География, 8 класс.)
5. Понятия и термины: плотность населения, раса, народ, трудовые ресурсы, миграция населения, городское население, сельское население, городская агломерация. (География, 6, 7, 8 и 9 классы.)

Что нужно усвоить

Ведущие идеи темы 3: 
1. Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты.
2. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в дyховной жизни.
Главные научные знания темы 3: 
1. Понятие о воспроизводстве населения. Сущность и географические особенности eстecтвeннoгo движения нaceления мира.
2. Сущность и географические особенности полового, возрастного состава населения мира, трудовых ресурсов.
3. Классификация народов мира по языковым семьям и основные черты их распространения.
4. Oсновные черты размещения населения по территории земной суши и причины eгo неравномерности.
5. Виды миграций населения и основные районы внешних миграций.
6. Понятие об урбанизации. Уровни и темпы урбанизации во всем мире и в отдельных eгo регионах.
7. Представление о географии населения как о ветви экономической и co циальной географии.
8. Ключевые слова темы: 1) воспроизводство населения, 2) первый тип воспроизводства, 3) второй тип воспроизводства, 4) демографический кризис (депопуляция), 5) демографический взрыв, 6) демографическая политика, 7) демографический переход, 8) качество населения, 9) экономически активное население, 10) этнос, 11) однонациональное государство, 12) Mнoгoнациональное государство, 13) трудовые миграции населения, 14) утечка умов, 15) урбанизация, 16) «городской взрыв», 17) геоурбанистика.
Что нужно уметь
1. Применять показатели tюспроизводства, состава нaселения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов и стран.
2. Использовать карты, графики и таблицы для анализа, конкретизации и доказательства отдельных положений текста учебника, производить при этом необходимые расчеты и сравнения.
3. Читать и анализировать возрастнополовую пирамиду.
4. Составлять таблицы по тексту и картам учебника.
5. Самостоятельно формулировать задания по тексту.
6. готовить краткое устное сообщение по изучаемой теме.
7. Составлять аннотацию на прочитанный текст.
Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений

Добавить комментарий