Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды

Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений 

1. Мы изучаем взаимодействие общества и природы

1. Понятие о географической (окружающей) среде. 
Понятия «природа» и «географическая среда» принципиально сходные. Однако первое из них более широкое.
Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки под влиянием антропогенного воздействия, создания так называемой «вторичной природы», т. е. городов, заводов, полей, кaналов, транспортных магистралей и др.
Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.
Географическая среда — нeобходимое условие жизни и деятельности общества. Она служит средой eгo обитания, важнейшим источником ресурсов, оказывает большое влияние на духовный мир людей, на ихздоровье и настроение.
Тем не менее при оценке poли географической среды в жизни общества нередко допускались и допускаются ошибки двух видов: преувеличение этой роли и, напротив, недооценка ее.
Преувеличение роли географической среды называетсягеографическим детерминизмом или, по Н. Н. Баранскому, географическим фатализмом. В наиболее чистом виде он проявлялся в XVIII-XIX вв., но и в первой половине ХХ в. влияние eгo сказывал ось на географических школах Франции, германии, России, США. В наши дни географический фатализм обычно встречается в более завуалированных формах.
План-схема темы № 2
Недооценку же роли географической среды Н. Н. Баранский назвалгеографическим нигилизмом. Пожалуй, такая недооценка была особенно характерна для Советского Союза, где долгое время господствовал лозунг «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее  наша задача».
В последнее время наряду с понятием о географической cpeде в научный обиход вошло так же понятие об окружающей cpeде. Под окружающей средой понимают всю среду обитания и производственной деятельности человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную, и антропогенную среду. В тех же случаях, когда имеется в виду только природная среда, правильнее говорить об окружающей природной среде.
2. «Обмен веществ» между обществом и природой: качественно новый этап. 
Вся история человеческого общества — это история взаимодействия его с природой, с географической cpeдой. В ходе этого взаимодействия, при котором активной силой всегда выступает общество, между ними, по выражению К. Маркca, происходит постоянный «обмен веществ», имеющий сложный и во мнoгoм противоречивый характер.
В ХХ в. во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. «Дaвление» общества на природу резко возросло. Превращение природных ландшафтов в aнтропогенные  городские, горно-промышленные (см. рисунок 5), сельскохозяйственные, лесохозяйственные, рекреационные — чрезвычайно ускорилось, распротраняясь на все новые пространства.
Тем не менее вопрос о степени «очеловеченности» географической среды, который изучали академики л. С. Берг (1876 — 1950), А. А. Григорьев (1883-1968), С. В. Калесник (1901- 1977), И. П. герасимов (l905 — 1985) и многие другие отечественные географы, до сих пор остается спорным. Одни ученые считают, что в нашу эпоху уже все или почти все природные ландшафты Земли стали антропогенными. При этом они ссылаются на Ф. Энгельса, писавшего, что в конце XIX в. от той природной среды, которая была в германии ко времени прихода туда германцев, осталось «чертовски мало». Другие ученые придерживаются более осторожных оценок.
Пример 1. По подсчетам ученых географов Московскoгo университета, ныне антропогенные ландшафты занимают более 60% земной суши. В том числе при мерно на 20% ее территории они; преобразованы коренным образом: это города и селения, поля и сады, дороги и горные выpaботки, саженые леса и зоны отдыха. [1].
Пример 2. В России доля незатронутых активной хозяйственной деятельностью земель по всей территории страны составляет, по разным оценкам, от 50 до 60%. Это означает, что по общей площади «диких» земель она занимает 1-e место в мире, опережая Канаду, Австралию, Китай и Бразилию.
Со временем общество стало изымать из природы все больше ее ресурсов и одновременно возвращать в природу все более многочисленные отходы своей деятельности.
Так возникли две взаимосвязанные проблемы: 1) рационального использования природных pecypсов, 2) охраны окружающей среды от загрязнения.

2. Мы оцениваем мировые природные ресурсы


1. Понятие о ресурсообеспеченности.
Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.
Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного peсурса, либо eгo запасами из pacчета на душу населения.
Конечно, на показатель pecypсообеспеченности прежде вceгo влияет богатство или бедность территории природными pecypсами. Но поскольку ресурсообеспеченность зависит и от мacштабов их извлечения (потребления), это понятие является не природным, а социально-экономическим.
Пример. Мировые общегеологические запасы минерального топлива оцениваются в 5,5 трлн т условного топлива. Это значит, что при современном уровне дoбычи их может хватить примерно на 350400 лет! Однако, если учитывать запасы, доступные для извлечения (в том числе с учетом их размещения), а также постоянный рост потребления, тaкая обеспеченность сократится во мнoгo раз.
Ясно, что в долговременной перспективе уровень обеспеченности зависит от тoгo, к какому классу природных ресурсов относится тот или иной их вид к исчерпаемым (невозобновляемым и возобновляемым) или к неисчерпаемым ресурсам. (твоpческое задание 1.)

2. Минеральные ресурсы: дoстаточно ли их?
Люди еще в древности научились использовать некоторые из этих ресурсов, что нашло свое выражение в нaзваниях исторических периодов развития человеческой цивилизации, например каменный век. В наши дни используется более 200 различных видов минеральных ресурсов. По образному выражению академика А. Е. Ферсмана (1883 1945), ныне к ногам человечества сложена вся периодическая система Менделеева. [2].
Тем не менее земную кору нельзя рассматривать как волшебную скатерть-самобранку, которая по велению людей в любом количестве может поставлять им сокровища земных недр.
Блок 2

Во-первых, почти все минеральные ресурсы относятся к категории невозобновляемых. Bо-втоpых, мировые запасы отдельных их видов далеко не одинаковы (см. таблицу 1). Наконец, в-тpeтьих, «аппетиты» человечества тоже все время растут. [3]. (Задание 2.)

Как вы знаете, распространение полезных ископаемых в земной коре подчиняется геологическим (тектоническим) закономерностям.
Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и обычно сопутствуют чехлу древних платформи их внутренним и краевым прогибам.
На земном шаре известно более 3,6 тыс. угольных бассейнов и месторождений, которые в совокупности занимают 15% Tepритории земной суши. Угольные бассейны одного геологического возраста нередко образуют пояса угленакопления, протягивающиеся на тысячи километров. Ocновная часть угольных ресурсов приходится на северное полушарие Азию, Северную Америку и Европу и сконцентрирована в десяти крупнейших бассейнах.
Нефтегазоносных бассейнов известно более 600, а общее число нефтяных месторождений достигает 50 тыс. Основные запасы находятся в северном полушарии, преимущественно в отложениях мезозоя. главная часть этих запасов также сконцентрирована в относительно небольшом числе крупнейших бассейнов. По количеству нефтеносных бассейновгигантов и запасам особо выделяется район Персидского залива (см. таблицу 3 в «Приложениях» ), по количеству газоносных бассейнов лидирует Западная Сибирь в России (см. таблицу 4 в «Приложениях» ).
Уран, необходимый для aтомной энергетики, очень широко распространен в земной коре.
Однако экономически выгодно разрабатывать только те Meсторождения, где себестоимость дoбычи не превышает 80 долларов за 1 кг. Разведанные запасы тaкoгo урана в мире составляют 3,5 млн т. Они распределяются в основном между Австралией, Казахстаном, Канадой, Бразилией, США, ЮАР, Нигером, Haмибией, а также Россией и Узбекистаном. (Задание 3.)
Рудные полезные ископаемые обычно сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям. В таких областях они нередко образуют oгpoмноe по протяженности pyдные (металлогенические) пояса, связанные своим происхождением с глубинными разломами в земной коре. Территории подобных поясов (Альпийскогималайcкoгo, Тихоокеанского) служат сырьевыми базами горнодобывающей и металлургической промышленности, зачастую определяя хозяйственную специализацию отдельных районов и даже целых стран.
Самыми большими запасами железных руд обладают Россия, Бразилия, Австралия, Украина, Китай (см. таблицу 5 в «Приложениях» ), бокситов — Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, медных руд — Чили, США, Kaнада.
Широкое распространение  месторождения имеют и нерудные полезные   ископаемые (фосфориты, калийная и поваренная соль, сера и др.), месторождения которых встречаются как в платформенных, так и в складчатых областях.
К ресурсам литосферы следует отнести также энергию глубинного тепла Земли, или геотермальную энергию. Ее ресурсы разведаны в 50 странах. Особенно велики они в районах с повышенной сейсмической и вулканической активностью (Исландия, Италия, Новая Зеландия, Филиппины, Мексика, Камчатка и Северный Кавказ в России, Калифорния в США).
Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания (скопления) пoлезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья, формирование крупных территориально-производственных комплексов. Научная концепция таких сочетаний, выдвинутая учеными-географами, имеет большое практическое значение.
В настоящее время поиски полезных ископаемых идут по двум главным направлениям: «вглубь» и «вширь».
Направление «вглубь» характерно для зарубежной Европы, для европейской части России, для Украины, США, где многие месторождения и бассейны, находящиеся в верхних слоях земной коры, уже сильно выработаны. В них происходит ухудшение горно-геологических условий добычи, возрастает глубина разработок.
Направление «вширь» преобладает в азиатской части Pocсии, Канаде, Австралии, Бразилии, где освоение минеральных ресурсов началось относительно недавно. горно-геологические условия добычи здесь, как правило, более благоприятны, глубина разработок сравнительно невелика.

3. Земельные ресурсы: два противоположных процесса.
Земля — один из главных ресурсов природы, источников жизни. Heдaром говорят: «Труд— отец богатства, а земля — мать его).
Земельные ресурсы необходимы для жизни людей и для всех отраслей хозяйства.
Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется мировым  земельным фондом, составляющим 13,4 млрд гa. Как вы видите на рисунке 6, структура eгo в цeлом не очень благоприятна. Тем большую ценность представляют обрабатываемые земли, которые дают 88% необходимых человечеству продуктов питания.
Обрабатываемые (прежде вceгo пахотные) земли в основном coсредоточены в лесных, лесостепных и степных зонах планеты.
Немалое значение имеют луга и пастбищные земли, которые обеспечивают 10% пищи, потребляемой человечеством.
Однако структура земельного фонда планеты не остается нeизменной.
Блок 3
Обеспеченность ресурсов

Постоянное воздействие на нее оказывают два процесса, имеющие противоположный характер.
С одной стороны, на протяжении тысячелетий человечество ведет упорную борьбу за расширение земель, пригодных для жизни и сельскохозяйственного использования. Только в течение ХХ в. распаханность земной cyши увеличилась вдвое. При этом наибольшими масштабами освоения целинных земель выделялись бывший Советский Союз, США, Канада, Китай, Бразилия.
А малоземельные, но гycтoнaceленные страны (Нидерланды, Япония и др.) повели активное наступление на прибрежные участки морей.
С другой стороны, все время происходит ухудшение, истощение земель. Подсчитано, что вследствие эрозии из сельскохозяйственного оборота ежегодно выпадает 67 млн гa. Заболачивание, засоление выводят из оборота еще 1,5 млн гa. По мере роста городов жилая, промышленная и транспортная застройки также начали все активнее нaступать на сельскохозяйственные земли.
В засушливых регионах мира крупнейшим «пожирателем земель» стало опустынивание.
Пример. Антропогенное опустынивание уже охватило около 1 млрд гa и угрожает еще 3 млрд гa земель в пределах нескольких десятков стран, преимущественно развивающихся. Раздвигают свои границы пустыни Сахара, Атакама, Тар, Намиб и др. Ученые подсчитали, что при сохранении нынешних темпов опустынивания за последуюшие 30 лет оно может охватить дополнительную территорию, равную половине Западной Eвропы. [4].
Ученые различают четыре степени опустынивания: слабую, умеренную, сильную и очень сильную. Сильное опустынивание получило распространение в Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии (см. карту в атласе).
Для восстановления земель, пораженных сильным опустыниванием, нужны большие капиталовложения и длительное время.
А очень сильное опустынивание влечет за собой полную и необратимую деградацию земли. Темне менее вceгo в районах опустынивания живет около 1 млрд человек.
В результате всех этих пpoцессов «нагрузка» на землю все время возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается.
Пример. Еще в 70x гг. на каждого жителя Земли приходилось 0,45 гa обрабатываемых площадей, в начале 90x гг.  0,28 гa, а в начале ХХ в. этот показатель снизился до 0,20 гa.
Вы знаете сигнал бедствия SOS (save оur souls), что в переводе с английского означает «спасите наши души». Ныне почвоведы мира также осуществляют программу под девизом SOS (save our soils), что означает «спасите наши почвы». Под руководством opгaнов ООН большие работы ведутся по борьбе с опустыниванием. В них активно участвуют и географы. (Задание 4.)

4. Водные ресурсы суши: проблема пресной воды.
Проблема в том, что главным источником удовлетворения потребностей человечества в пресной воде были и остаются речные (русловые) воды, определяющие «водный паек» планеты — примерно 48 тыс. км 3 . Он не так уж значителен, особенно с учетом тoгo, что реально можно использовать 1/2 этого количества. Потребление же пресной воды все время растет и в 2005 г. достигло 6 тыс. км 3 В год.
К тому же главный потребитель ее сельское хозяйство, где очень велик безвозвратный расход воды, особенно на орошение. Промышленно-энергетическое и коммунально-бытовое потребление воды также все время растет. В экономически развитых странах городской житель использует 300400 л воды в сутки.
Подобный рост потребления при неизменных ресурсах речного стока создает реальную угрозу возникновения дефицита пресной воды.
При этом нужно учитывать не только количество, но и качество воды. В развивающихся стpaнах от недостатка питьевой воды страдает каждый третий житель. Потребление загрязненной воды служит источником 3/4 всех болезней и 1/3 всех смертных случаев.
Пример. В Азии доступа к чистой воде не имеют более 1 млрд, в Африке к югу от Сахары 350 млн и в Латинской Америке  100 млн человек.
Но, кроме тoгo, запасы пресной воды на Земле распределены крайне неравномерно. В экваториальном поясе и в ceвepной части умepeннoгo пояса она имеется в достатке и даже в избытке. Здесь расположены самые многоводные страны, где на душу населения приходится более 25 тыс. м3 в год.
В засушливом поясе Земли, который охватывает около 1/3 территории суши, дефицит воды ощущается особенно остро. Здесь расположены caмые маловодные страны, где на душу населения приходится зачастую менее 1 тыс. м 3 в год, а сельское хозяйство возможно лишь при искусственном орошении.
Существует несколько путей решения водной проблемы человечества. Главный из них уменьшение водоемкости производственных процессов и сокращение безвозвратных потерь воды. В первую очередь это относится к таким технологическим процессам, как производство стали, синтетического волокна, целлюлозы и бумаги, к охлаждению энергоблоков, к орошению полей риса и хлопчатника. Большое значение для peшения водной проблемы имеет сооружение водохранилищ, регулирующий речной сток.
Пример. Bceгo в мире создано более 60 тыс. водохранилищ, общий объем которых (6,6 тыс. км 3 )в 3,5 раза превосходит единовременный объем воды во всех реках земного шара. Вместе взятые они занимают площадь 400 тыс км2, что в 10 раз превышает Азовского моря. По числу крупных вoдoxpaнилищ выделяются США, Kaнaда, Россия, некоторые страны Африки и Латинской Америки.
В США, Канаде, Австралии, Индии, Мексике, Китае, Египте, ряде стран, входящих в СНГ были осуществлены многочисленные проекты территориального перераспределения речного стока с помощью eгo переброски. Однако в последнее время наиболее крупные проекты межбассейновой переброски по экономическим и природоохранным соображениям были отменены.
В странах Персидского залива, Средиземноморья, в Туркменистане, на Каспийском море, на юге США, в Японии, на островах Карибского моря применяется опреснение морской воды; крупнейший в мире производитель опресненной воды  Кувейт.
Пресная вода уже стала товаром мировой торговли: ее транспортируют в морских танкерах, по дальним водопроводам. [5].
Разрабатываются проекты буксировки айсбергов из Антарктики, которая каждое полярное лето отправляет в плавание 1200 млн т законсервированной в них пресной воды. [6].

5. Биологические ресурсы:предотвратить оскудение!
Биомасса Земли создается pacтительными и животными opгaнизмами.
Растительные ресурсы представлены как культурными, так и дикорастущими растениями. Насчитывается почти 6 тыс.видов культурных растений.
Но наиболее распространенных видов сельскохозяйственных культур на Земле лишь 80-90, а самых распространенных всего 15-20: пшеница, рис, кукуруза, картофель, ячмень, батат, соя, и др. среди дикорастущей преобладает лесная растительность, формирующая лесные ресурсы. Как и земельные, это исчерпаемые, но возобновляемые ресурсы многоцелевого использования. Мировые лесные ресурсы характерезуются двумя главными показателями: размерами лесной площади(4,1 млрд га) и запасами древесины на корню (330 млрд м3), которые благодаря постоянному приросту увеличиваются на 5,5 млрд м3. Казалось бы, что в этих условиях об угрозе дефицита лесных ресурсов говорить преждевременно. Но это совсем не так.
Древесина издавна широко использовалась как строительный и поделочный материал; тем более это относится к нашему времени. [7]. И в наши дни pacтет спрос на дрова, и не менее 1/2 всей заготавливаемой в мире древесины идет на эти цели.
Наконец, в течение тысячелетий начиная с неолита, кoгда возникло земледелие, леса сводились под пашню и плантации. Только за последние двecти лет лесистость земной суши уменьшилась вдвое и обезлесение приобрело угрожающие масштабы. С ним связано и расширение эрозии почв, и сокращение
запасов кислорода в атмосфере.
Пример. Площадь лесов в мире ежегодно уменьшается примерно на 15 млн гa, или почти на 0,4%. Мировая заготовка  древесины в ближайшей перспективе может превысить 5 млрд м 3
Леса мира образуют два огромных по протяженности пояса  северный и южный.
Северный лесной пояс находится в зоне умepeннoгo и отчасти холодного и субтропического климатов. На нeгo приходится 1/2 всех лесных массивов в мире и почти такая же часть запаса древесины. Здесь вeдутся главные лесоразработки, прежде вceгo особо ценной дpeвесины хвойных пород. Heсмотря на интенсивную эксплуатацию, благодаря работам по лесовосстановлению и лесоразведению (в США, Канаде, Финляндии, Швеции) общая площадь лесов ceвepнoгo пояса не уменьшается.
Южный лесной пояс нaходится в основном в зоне тропического и экваториального климатов. На нeгo приходится 1/2 всех лесных массивов и общего запаса древесины. Раньше ее использовали в основном на дрова, в последнее время во многo раз увеличился экспорт в Японию, Западную Европу, США.
Большой урон лесам южного пояса наносят также ведущаяся многие сотни лет подсечноогневая система земледелия, экстенсивное пастбищное скотоводство.
Пример. Влажные вечнозеленые тропические леса еще занимают более 1 млрд гa, причем более половины их площади в Латинской Америке. Однако Латинская Америка и Азия уже потеряли 40% таких лесов, а Африка 50%. Ученые считают, что эти леса находятся под угрозой полного уничтожения к середине ХХ в. [8].
Большие работы по сохранению тропических лесов начаты под руководством ООН, но пока они не принесли желаемых результатов. Поэтому меры по — рациональному использованию лесных ресурсов продолжают оставаться крайне актуальными. (Задание 6.)
Ресурсы животного мира, будучи также составной частью биосферы, представляют собой еще один жизненно важный ресурс человечества, относящийся к категории возобновимых. На земном шаре насчитывается несколько миллионов видов животных (их значительно больше, чем растений), одни из них относятся к домашним, дpyгие  к промысловым и т. д.
А вместе растения и животные образуют генеmuческuй фонд (гeнофонд)1 планеты, который так же нуждается в защите от оскудения.
Пример. С 1600 по 1995 г. на Земле исчезло уже более 600 видов животных, под угрозой уничтожения находятся еще 3,5 тыс. видов (не считая беспозвоночных). Особенно сильное давление испытывает животный мир Европы, где на грани уничтожения находятся многие виды млекопитающих, от 30 до 50% всех видов птиц. Примером оскyдeния генофонда в Африке и Азии может служить катастрофически быстрое уменьшение стада слонов. [9].
Сохранение биологического разнообразия, предотвращение «эрозии» генофонда очень важная задача.
1 Г е н о ф о н д (от лат. «гeн» и франц. joпd основание) совокупность гeнoв, которые имеются у особей, составляющих данную популяцию. Генофонд биосферы совокупность всех ныне живущих на Земле видов. 


6. Ресурсы Мирового океана: кладовая богатств.
Вы, наверное, слышали, что в последние десятилетия в результате исследований ученых-океанологов вceгo мира, и в том числе таких основоположников отечественной океанологии, как Ю. М. Шокальский (1856- 1940), В. Ю. Визе (1886-1954), Н. Н. Зубов (1885- 1960), П. П. Ширшов (1905 -1953), К. К. Марков (1905-1980),работы десятков экспедиций люди разгадали многие тайны миpовoгo океана. С помощью моpской геологии доказано, что Океан представляет собой огромную кладовую природных ресурсов, которые по своему потенциалу вполне сравнимы с ресурсами земнои суши.
Это прежде вceгo сама морская вода, запасы которой поистине колоссальны и составляют 1370 млн км 3 , или 96,5% вceгo объема гидросферы. [10].
Кроме тoгo, морская вода — это своеобразная «живая руда», содержащая около 80 химических элементов. Еще древние египтяне и китайцы научились добывать из нее соль, которую и тeперь получают в больших количествах.
Пример. Соляные промыслы на китайском побережье существуют уже более 5 тыс. лет. На линии берега длиной в 8 тыс. км они занимают свыше 400 тыс. гa, а годовая добыча соли достигает 20 млн т.
Морская вода служит также важным источником получения магния, брома, иода и других химических элементов. [11].
Это также  минеральные ресурсы дна Океана. Среди peсурсов континентального шельфа наибольшее значение имеют нефть и природный газ: по большинству оценок, на них приходится не менее 1/3 общемировых запасов. Твердые ископаемые шельфа коренные и россыпные  добывают с помощью нaклонных шахт и драг (конечно, если не считать такой поистине «золотой жилы», как сокровища  затонувших судов, которые все чаще становятся добычей современных «рыцарей наживы»). [12].
А главное богатство глубоководнoгo ложа Океана  железомарганцевые конкреции.
Железомарганцевые конкреции на глубоководном ложе Миpовoгo океана были обнаружены еше в 70-х гг. XX в. английским научно-исследовательским судном «гломар Челленджер)).
В дальнейшем их изучение было продолжено, в том числе и отечественными экспедиционными судами «Витязь)), «Академик Курчатов), «Дмитрий Менделеев) и др. В результате было установлено, что эти конкреции (минеральное образование oкpyглой формы и бурой окраски) встречаются во всех океанах, образуя на дне настоящую «мостовую)). Их общие запасы оцениваются в 23 трлн.,  а доступные для извлечения в 250 -300 млрд т. Самые большие площади конкреции занимают на дне Тихого океана. В настоящее время изучаются возможности их промышленной разработки.
Далее, это Энергетические ресурсы Океана, заключенные в суточных приливно-отливных движениях, в энергии морских волн и температурного гpaдиента. Потенциал их oгpoмен.
Суммарная мощность приливов на нашей планете оценивается учеными от 1 до 6 млрд кВт, причем даже первая из этих цифр намнoгo превышает энергию всех рек земного шара.
Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 2530 местах. Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.
В них есть прибрежные районы, где высота прилива достигает 10-15 м и более.
Наконец, это биологические ресурсы Мирового океана  животные (рыбы, млекопитающие. моллюски, ракообразные) и растения, обитающие в eгo водах. Биомасса Океана нaсчитывает 180 тыс. видов, а ее общий объем оценивается в 3540 млрд т. Но основная ее часть приходится на фитопланктон и зообентос, тогда как на нектон (рыбы, млекопитающие, кальмары, креветки и др.)  всегo немногим свыше 1 млрд т.
В Мировом океане, как и на суше, есть более и менее продуктивные областиакватории.
По этому признаку они подразделяются на очень высокопродуктивные, среднепродуктивные, малопродуктивные и наиболее малопродуктивные. К числу caмых продуктивных акваторий Мирового океана, которые В. И. Вернадский назвал сгущениями жизни, относятся прежде вceгo расположенные в более ceверных широтах Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское, Японское моря, а также открытые северные части Атлантическoгo и Тихого океанов.
Однако большинство промысловых рыб и животных в Мировом океане также нуждается в охране. [13]. (Задание 7.)

7. Климатические и космические ресурсы  ресурсы будущегo.
Солнце  гигантский тepмоядерный реактор, первоисточник не только всей жизни на Земле, но и практически всех ее энергopecypcoв. О том, что тепло caмих солнечных лучей можно эффективно использовать в интересах человека, знали еще древние греки, почитавшие гелиос. Архимед, согласно легенде, использовал eгo в качестве оружия против римских кораблей в Сиракузах.
Годовой поток солнечной  энергии, достигающий нижних слоев атмосферы и земной поверхности, измеряется такой oгромной величиной (1014 кВт), которая в десятки раз превосходит всю энергию, содержащуюся в разведанных запасах минеральногo топлива, и в тысячи раз  современный уровень мирового энергопотребления. Естественно, что наилучшие условия для использования солнечной энергии существуют в аридном поясе Земли, где продолжительность солнечного сияния наибольшая.
Ветровая энергия, которую человек также издавна использовал с помощью ветряных мельниц и парусных судов, как и солнечная, обладает практически неисчерпаемым потенциалом, относительно дешева и не загрязняет окружающую среду. Но она очень непостоянна во времени и в пространстве и ее очень трудно «приручить». В отличие от солнечной ее ресурсы cocpeдоточены главным образом в умepeнном поясе.
Особый вид климатических ресурсов образуют  агроклиматические   ресурсы  тепло, влага и свет. Географическое распределение этих ресурсов нaходит отражение на агроклиматической карте.

8. Рекреационные ресурсы  основа отдыха и туризма.
Peкpeационные ресурсы выделяются не по особенностям происхождения, а по характеру использования.
К ним относятся как природные, так и антропогенные объекты и явления, которые можно использовать в целях отдыха, туризма и лечения. Соответственно они подразделяются на четыре главных типа:
1 ) рекреационнолечебный (например, лечение минеральными водами),
2) рекреационнооздоровительный (например, купально-пляжные местности),
3) рекреационноспортивный (например, горнолыжные базы) и
4) рекреаuионно-познавательный (например, исторические памятники).
Широко применяется также подразделение рекреационных ресурсов на природно-рекреационные и культурно-исторические достопримечательности.
К природно-рекреационным  ресурсам  относятся морские побережья, берега рек и озер, горы, лесные массивы, выходы минеральных источников и лечебных грязей. Там отдыхающие и туристы находят наибольшее разнообразие и живописность природных ландшафтов, богатство растительности, цели тельный климат, хорошие возможности для отдыха, занятий спортом, охотой, рыбной ловлей и др.
Главные формы природно-рекреационных территорий зелены е зоны вокpyг больших гoродов, заповедники, национальные парки.
Культурно-исторические достопримечательности памятники истории, apхеологии, архитектуры, искусства.
Пример. Московский Кремль, Петергоф под Санкт-Петербургом,  Вестминстер в Лондоне, Версальский дворцовопарковый комплекс под Парижем, римский Koлизей, афинский Акрополь, египетские пирамиды, гробницы Тадж-Махал в Aгpe (1ндия), стaтую Свободы в Нью-Иорке, крупнейшие музеи мира ежегодно посещают миллионы людей.
В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекают тaкие страны, как Италия, Испания, Франция, Швейцария, Болгария, Индия, Мексика, Египет и др., где богатые природно-рекреационные ресурсы сочетаются с культурноисторическими достопримечательностями.
Это же относится и к отдельным районам. (Творческое задание 8.)

3. Мы рассматриваем загрязнение и охрану окружающей среды


1. Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия.
О загрязнении окрyжающей среды вы уже мнoгoe знаете из предыдущих курсов географии, и оно не может вас не тревожить. «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» говорит народная пословица. Неужели же все человечество, да и каждый из нас уподобились такой птице?
3агрязнение окружающей cpeды нежелательное изменение ее свойств в результате антропoгенного поступления различных веществ и соединений.
Оно приводит или может привести в будущем к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, aтмосферу, на растительный и животный мир, на здания, конструкции, материалы, на caмoгo человека. Оно подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.
3агрязнение окружающей среды человеком имеет длительную историю. Еще жители Древнего Рима жаловались на загрязненность вод реки Тибр. Жителей Афин и Древней Греции беспокоило загрязнение акватории порта Пирей. Уже в средние вeка появились законы об охране окружающей среды. [14].
Главный источник загрязнеания- возвращение в природу той огромной массы отходов,  торая образуется в процессе производства и потребления человеческого общества.  Уже в 1970 г. они составили 40 млрд т, а к началу ХХI в. возросли до 300 млрд т.
При этом следует различать количественное и качественное загрязнение. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (например, это соединения железа и других металлов).
Качественне загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, coздаваемых в первую очередь промышленностью органического синтеза.
Загрязнение литосферы (почвенного покрова) происходит в результате промышленной, строительной исельскохозяйственной деятельности. При этом в роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, концентрация которых при водит к изменению химического состава почв. Все более сложной становится и проблема накопления бытового мусора; не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин «мусорная цивилизация». [15].
И это не говоря уже о полном разрушении почвенного покрова прежде вceгo в результате открытых гopныx разработок, глубина которых в том числе и в России иногда достигaeт 500 м и даже более. Так называемые бедленды («дурные земли»), полностью или почти полностью потерявшие свою продуктивность, занимают уже 1 поверхности суши. Общая же площадь загрязненных земель на суше превышает 13 млн.км2 что составляет 1/10 земельного фонда.
Загрязнение гидросферы происходит прежде вceгo в результате сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод.
К концу 90-х п. ХХ в. общий мировой объем сточных вод приблизился к 3тыс. км 3 в год, или к 20% от «водного пайка») Земли. Но поскольку для разбавления этих вод требуется в среднем в 10 раз больший объем чистой воды, фактически они загрязняют гораздо больший объем русловых вод. Нетрудно догадаться, что именно в этом, а не только в росте непосредственного водозабора — главная причина обострения проблемы пресной воды.
К числу сильно загрязненных относятся многие реки Рейн, Дунай, Сена, Темза, Тибр, Миссисипи, Огайо, Волга, Днепр, Дон, Днестр, Нил, Гaнг и др.
Растет и загрязнение Мирового океана, «здоровью» котopoгo yгрожают одновременно с побережья, с поверхности, со дна, из рек и атмосферы. Ежегодно в Океан попадает oгpoмнoe количество отходов. Наиболее загрязнены внутренние и окраинные моря Средиземное, Северное, Ирландское, Балтийское, Черное, Азовское, Внутреннее Японское, Яванское, Желтое, Карибское, а также Бискайский, Персидский, Мексиканский и Гвинейский заливы.
Средиземное море самое крупное внутреннее море на Земле, колыбель нескольких великих цивилизаций. На eгo берегах расположены 18 стран, живут 130 млн человек, расположено 260 портов. Кроме тoгo, Средиземное море одна из главных зон мирового судоходства: в нем одновременно находятся 2,5 тыс. судов дальнего плавания и 5 тыс. каботажных. По eгo трассам ежегодно проходит ЗОО-350 млн т нефти. В результате это море в 60-70x гг. превратилось едва ли не в главную «помойную яму» Европы.
Загрязнение коснулось не только внутренних морей, но и центральных частей океанов. [16].
Возрастает угроза для глубоководных впадин: имели место случаи захоронения в них токсичных веществ и радиоактивных материалов.
Но особую опасность для окeана представляет нефтяное загрязнение. В результате утечки нефти при ее добыче, транспортировке и переработке в Мировой океан ежегодно попадает (по разным источникам) от 3 до 10 млн т нефти и нефтепродуктов. Космические снимки показывают, что уже около 1/3 всей eгo поверхности покрыто маслянистой пленкой, которая снижает испарение, yгнетает развитие планктона, ограничивает взаимодействие Океана с атмосферой.
Больше вceгo загрязнен нефтью Атлантический океан. [17]. Движение поверхностных вод в окeане при водит к распространению загрязнений на большие paсстояния. Особенно опасны катастрофы крупных танкеров, которые приводят к «залповым» выбросам нефти.
Кроме тoгo, происходит paдиоактивное загрязнение Мировoгo океана, связанное с тем, что некоторые страны долгое время захоранивали в eгo водах свои радиоактивные отходы.
Загрязнение атмосфер ы происходит в результате paботы промышленности, тpaнспорта, а также различных топок, которые в совокупности ежегодно выбрасывают в воздушную оболочку Земли миллиарды тонн твердых и газообразных частиц.
Основные загрязнители атмосферы окись углерода (СО) и сернистый газ (S02) образующиеся прежде вceгo при сжигании минерального топлива, а также оксиды серы, азота, фосфора, свинец, ртуть, алюминий и другие металлы.
Вы знаете, что сернистый газ служит главным источником так называемых кислотных дождей, которые особенно широко pacпространены в Европе и в Северной Америке. Кислотные осадки снижают урожайность, гyбят леса и другую растительность, уничтожают жизнь в пресных водоемах, разрушают здания, отрицательно сказываются на здоровье людей.
Пример. В Скандинавии, которая получает кислотные осадки в основном из Великобритании и ФРГ, погибла жизнь в 20 тыс. озер, в них исчезли лосось, форель и другая рыба. Во многих странах Западной Европы происходит катастрофическая гибель лесов. Такая же гибель лесов началась и в России.
Воздействия кислотных ocaдков не выдерживают не только живые организмы, но и камень. [18]. Особую проблему создает увеличение выбросов в атмосферу диоксида углерода (СО2 ). Если в середине ХХ в. во всем мире эмиссия СО2 составляла примерно 6 млрд т, то В начале ХХI в. она превысила 27 млрд т. Основную ответственность за эти выбросы несут экономически развитые страны. В последнее время выбросы углерода значительно возросли в некоторых развивающихся странах в связи с развитием промышленности и особенно энергетики (см. таблицу 9 в «Приложениях»). Такие выбросы угрожают человечеству парниковым эффектом и глобальным потеплением климата. А растущая эмиссия хлорфторуглеродов (фреонов) уже привела, по мнению многих ученых, к образованию огромных «озоновых дыр)) и частичному разрушению «озонового барьера»). Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. свидетельствует о том, что случаи радиоактивного загрязнения атмосферы также нельзя полностью исключить.
Циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.

2. Решение природоохранных проблем: три главных пути.
Но человечество не только засоряет свое «гнездо». Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению. Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, peкультивации земель и др. Oднaко даже самые современные сооружения не обеспечивают полного очищения. А сверхвысокие дымовые трубы снижают концентрацию вредных веществ в данном месте, способствуют pacпространению пылевого загрязнения и кислотных дождей на гoраздо более обширные территории: труба высотой в 250 м увеличивает радиус рассеивания до 75 км. Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной (чистой») технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Так, переход от прямоточного (peка предприятие река) водоснабжения к оборотному и тем более к «сухой» технологии может обеспечить сначала частичное, а затем и полное прекращение сброса сточных вод в реки и водоемы.
Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а пpeдyпpeдaeт загрязненuе окруающей среды. Но он требует oгpoмныx расходов, непосильных для многих стран. Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды. К числу «грязных» производств прежде вceгo относятся химическая и нефтехимическая, металлургическая, целлюлознобумажная промышленность, тепловая энергетика, производство стройматериалов. При размещении таких предприятий особенно необходима географическая экспертиза.

3. Природоохранная деятельность и экологическая политика.
Расхищение природных pecypсов и рост загрязнения окружающей среды стали препятствием не только для дальнейшего развития производства. Нередко они угрожают и самой жизни людей.
Поэтому еще в 70-80-x п. большинство экономически развитых стран мира стало осуществлять разнообразную природоохранную деятельность, про водить экологическую политику. Были приняты строгие природоохранные законы, разработаны долгосрочные программы улучшения окружающей среды, введены системы штрафов (по принципу «платит тот, кто загрязняет»), созданы специальные министерства и другие государственные органы. Одновременно началось массовое движение общественности в защиту окружающей cpeды. Во многих странах появились и добились немалого влияния партии «зеленых», возникли различные общественные организации, например Гринпис1 .
В результате в 80-90x гг. загрязнение окружающей среды в ряде экономически высоко развитых стран стало постепенно уменьшаться, хотя в большинстве развивающихся стран и в нeкоторых странах с переходной экономикой, включая Россию, оно попрежнему остается yгpoжающим.
Пример. Отечественные ученыегеографы выделяют на территории России 16 критических экологических районов, которые в совокупности занимают 15% территории страны. Среди них преобладают промышленно-городские агломерации, но есть также сельскохозяйственные и peкреационные районы.
В наше время для про ведения природоохранной деятельности, осуществления экологической политики недостаточно мер, предпринимаемых отдельными стpaнами. Необходимы усилия вceгo мирового сообщества, которые координируются ООН и другими международными организациями. В 1972 г. в Стокгольме состоялась первая Конференция ООН по проблемам окружающей среды, день ее открытия 5 июня бы объявлен Всемирным днем окружающей среды.
В дальнейшем был принят важный документ «Всемирная стpaтегия охраны природы», coдepжавший развернутую программу действий всех стран. Вторая конференция по окружающей среде и развитию состоялась в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Она приняла «Повестку дня на ХХI век» и другие важнейшие документы.
В системе ООН существует специальный opгaн Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), который координирует работы, ведущиеся в разных стpaнах, обобщает мировой опыт. Aктивно участвуют в природоохранной деятельности Всемирный союз охраны природы (ВСОП), Международный гeoгpaфический союз (MГC) и дpyгие организации. В 80-90x гг. ХХ в. были заключены международные соглашения о снижении выбросов углерода, фреонов и многие другие. Некоторые из предпринимаемых мер имеют ярко выраженные географические аспекты.
1 Гринпис (англ. gгeeпpeace зеленый мир) независимая общественная международная организация, основанная в 1971 г. с целью предотвращения деградации окружающей среды. Гринпис выступает против ядерных испытаний, загрязнения окружающей среды промышленными и другими отходами, выступает в защиту животнoгo мира, морей и т. д.
Пример 1. В начале XXI в. в мире насчитывалось уже более 12 тыс. особо охраняемых природных территорий (ОПТ). Больше вceгo их в США, Австралии, Канаде, ФРГ, Китае. Общее число национальных парков приближается к 2 тыс., а биосферных заповедников к 500.
Пример 2. С 1972 г. действует Конвенция ЮНЕСКО по охране Всемирного культурного и природного наследия. В конце 2007 г. в Список Всемирного наследия, который ежегодно дополняется, входил 851 объект (см. таблицу 10 в «Приложениях» ), в их числе 660 культурных, 166 природных и 25 культурно-природных. [19].
И тем не менее каждый из вас, граждан наступившего XXI в., должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции «Рио-92»: «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда». (Задание 9.)

4. Мы узнаем о географическом ресурсоведении и геоэкологии

В географической науке в последнее время оформились два взаимосвязанных направления ресурсоведческое и геоэкологическое.
Географнческое pecypсовeдeине изучает размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экономической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности.
Ученые, представляющие это направление, разработали различные классификации природных ресурсов, предложили концепции пpupoднo-peсурсного пoтенциала1 , ресурсных циклов2 , территориальных сочетаний природных ресурсов, природно-технических (геотехнических) систем и др.
1Природноресурсный потенциал (ПРП) территории это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРП характеризуется двумя главными показателями размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие частные потенциалы.
2Ресурсный цикл позволяет про следить последовательные стадии кpyгoвopoта природных ресурсов: выявление, извлечение, переработку, потребление, возвращение отходов обратно в окружающую среду. Примерами ресурсных циклов мoгут служить: цикл энергоресурсов и энергии, цикл металлорудных ресурсов и металлов, цикл лесных ресурсов и лесоматериалов.
Они участвуют также в ставлении кадастров природных ресурсов, их экономической оценке. Геоэкология с географических позиций изучает процессы и явления, возникающие в окружающей природной среде в результате aнтропогенного вмешательства в нее. К числу концепций геоэкологии относятся, например, конuепция мониторинга окружающей среды1, концепция эколого-географической экспертизы.
Главный вывод. Взаимодействие общества и природы в наши дни стало одной из главных общечеловеческих проблем. Антропoгенные изменения широко затронули географическую оболочкупланеты, способствуя не только пpoгpeccy, но и росту загрязнения окружающей среды. истощению природных ресурсов, обострению экологических проблем. Поэтому совершенствование природопользования, проведение научно обоснованной экологической политики; одна из важнейших задач, стоящих перед человечеством. (Итоговое задание 10.)
1Мониторинг (от лат. тoпitoг надзирающий) система наблюдений за coстоянием окружающей среды (гидросферы, атмосферы, почвенно-растительного покрова, а также технических систем) с целью ее контроля. охраны и прогноза. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга.

Дополнительный текст (Интересные факты)
[1] Недавно американские географы, изучавшие космические снимки, пришли к выводу о том, что 48 млн км2 земной суши (или почти 1/3 ее) не несут никаких видимых следов человеческой деятельности. В Северной Америке следы деятельности человека не про слеживаются на 38% территории, в пределах CHГ  на 34%, в зарубежной Азии на 19%, а в зарубежной Европе  на 3%. Антарктика практически вся остается нетронутой.
[2] В Средние века люди извлекали из земной коры лишь 18 химических элементов и их соединений, в ХУII в. 25, в ХУIII в. 29, в XIX в.47, в начале ХХ в. 54, во второй половине ХХ в. более 80.
[3] Согласно подсчетам ученых, за всю историю человечества из недр Земли было извлечено более 200 млрд т угля, более 100 млрд Т нефти, 50 млрд т железной руды, 2 млрд Т бокситов, 300 млн Т медной руды, свыше 100 тыс. Т золота. Из этого количества на последние зоо лет приходится (за исключением золота) от 50 до 90% всей добычи.
[4] Процесс опустынивания протекает со скоростью при мерно 7 км 2В час, или 6,9 млн га в год. Кроме тoгo, ежегодно более 20 млн га земель в пустынных и полупустынных районах приходят в состояние сильной деградации.
[5] США закупают пресную воду в Канаде, ФРГ в Швеции, Нидерланды импортируют ее из Норвегии (по цене, приблизительно равной цене рейнского вина «рейн вейна»!), Саудовская Аравия  из Малайзии. Инженерами разработаны полуфантастические проекты перекачки пресной воды по трансокеанским трубопроводам из Гpeнландии и Антарктиды в Европу, от устья Амазонки в Африку.
[6] Разработаны технические проекты транспортировки средних по размерам айсбергов (длина 1000 м, ширина 600 м, высота 300 м). Для этого потребуется пять-шесть мощных буксиров. Защита поверхности айсберга пластиковым материалом должна предохранить eгo от тaяния. Даже если за время такой транспортировки айсберг сильно «похудеет» и потеряет большую часть своей мacсы, она все же окажется экономически оправданной. Taяние же айсберга в месте назначения может продолжать ся примерно год.
[7] В Средние века для постройки одного Boeннoгo паpycнoгo судна требовалось срубить не менее 400 дубов. Созданная в ХУI в. непобедимая армада стоила Испании более полумиллиона вековых деревьев. В середине XIX в. из древесины получали 4,55 тыс. видов продуктов И из делий, а в наши дни получают более 20 тыс. Подсчитано, что один человек за свою жизнь «изводит» примерно 200 деревьев на жилище, мебель, игрушки, тетради, гaзеты, книги, спички и т. д. Только В виде спичек жители планеты ежегодно сжигают 1,5 млн м 3 древесины.
[8] В 80x гг. ежегодно вырубалось более 11 млн гa тропических лесов и еще 4,5 млн гa подвергалось выборочной вырубке (15,5 млн гa это почти в 4 раза больше площади Швейцарии). Каждую минуту исчезает 1415 гa таких лесов. В первой половине 90x гг. в пределах южного лесного пояса было вырублено еще 65 млн гa лесов.
[9] В 1970 г. в Африке насчитывалось примерно 5 млн слонов, В 1980 г. их осталось уже 1,3 млн, но затем и это количество сильно сократилось. В Азии от прежнего поголовья слонов сохранилось лишь 15 тыс. Основные причины такой катастрофической убыли охота и браконьерство (изза слоновьих бивней), разрушение среды мест обитания животных.
[10] На каждого жителя Земли в среднем приходится примерно 270 млн м 3 морской воды. Это равно семи тaким водохранилищам, как Можайское море на Mосквe реке.
[11] В каждом кубическом километре морской воды содержится 37 млн Т растворенных веществ, в том числе 20 млн т солей хлора и натрия, 9,5 млн т магния, 6 млн т серы, мнoгo иода, брома, урана, алюминия, мeди, тория, калия, золота, серебра. А общие размеры pacтворенных в Мировом океане минеральных веществ составляют 4,8. 1016т. Только золота растворено в нем 8- 10 млн т. или примерно по 1.5 кг на каждого жителя Земли!
[12] В 70-80-e гг. энтузиасты-предприниматели с помощью самой современной техники обнаружили во Флоридском проливе останки испанских галеонов «Аточа» и «Санта-Маргарита», затонувших в 1622 г. С них было поднято oгpoмнoe количество золотых и серебряных слитков и монет, изумрудов. А в 1985 г. американской поисковой команде удалось обнаружить на дне Атлантическогo океана, на глубине более 4 км. знаменитый «Титаник», затонувший в 1912 г. На eгo борту также находились oгромные ценности, которые теперь пытаются извлечь.
[13] Китобойный промысел в Мировом океане зародился в 1868 г., и с тех пор было добыто более 2 млн китов всех видов. Рекорд добычи был установлен в 1962 г. и составил 66 тыс. Такая добыча китов, превышающая их воспроизводство, привела к резкому сокращению китового стада. Только строгие ограничительные мeры, предпринятые Международной комиссией по китобойному промыслу, позволили перейти к более рациональному хозяйствованию. Добыча китов сначала была ограничена, а в 1982 г. фактически запрещена.
[14] Первым законом об охране окружающей среды можно считать эдикт английского короля Эдуарда 1, принятый в 1273 г. и запрещавший использование каменнгo угля для отопления жилищ Лондона. По обычаям тогo времени за нарушение эдикта полагалась смертная казнь. А при короле Эдуарде III в 1338 г. парламент принял закон, запрещавший сваливать мусор в Темзу. В начале ХУ в. подобный указ издал французский король в отношении Сены. А согласно указу Петра 1 наказанию подвергались все те. кто сбрасывал мусор в Неву.
[15] На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы 150-300 кг, США 700 кг.
[16] Американские ученые установили, что только в северной части Тихого океана в начале 80x гг. плавали миллионы пластиковых пакетов, 35 млн пластиковых и 70 млн стеклянных бутылок, разнообразные другие изделия из пластмассы, 5 млн старых ботинок.
[17] Когда в 1947 г. знаменитый норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал плыл на плоту «Kон -Тики» через Тихий океан, он не встретил на своем пути никаких загрязнений. А в 1969 г., пересекая на папирусной лодке «Ра» Атлантический океан, он отмечал, что даже в eгo центральной части на протяжении 1400 миль вода была затянута нефтяной пленкой.
[18] Афинский Акрополь за последние десятилетия разрушился больше, чем за предшествующие тысячи лет своeгo существования. То же относится к обелиску царицы Клеопатры, привезенному из Египта в Лондон. Кельнский собор за последние 50 лет пострадал больше, чем за столетия со времени eгo основания.
[19] К числу стран, где выделено наибольшее число объектов Всемирного наследия, относятся: Испания (40), Италия (41), германия (32), Китай (35), Франция (31), Индия (27). В России их пока 23.
Книжная полка
1. М а к с а к о в с к и й В. П. географическая картина мира.  М.:
Дрофа, 2008.  ч. 1.  Тема 2.
2. М а к с а ко в с к и й В. П. Новое в мире: uифры и факты:
Дополнительные главы к учебнику 1 О кл.  М.: Дрофа,
2006.  Раздел 1.
3. Ро з а н о в л. л. геоэкология: Учеб. пособие для 10
II кл.  М.: Дрофа, 2005.
4. Залогин Б. С. Океаны.  М.: Просвещение, 1996.
5. М а к с а к о в с к и й В. П. Всемирное культурное наследие.
М.: Просвещение, 2003.
6. М а к с а к о в с к и й Н, В. Всемирное природное наследие.
М.: Просвещение, 2005.


Блок добывания знаний и умений

Задание 1 (творческое!). Опираясь на знания по предшествующим курсам гeoграфии и по теме 1 данного учебника, приведите примеры стран, бедных природными ресурсами, но достигших выcoкoгo уровня экономического и социального развития. Сделайте вывод о роли ресурсообеспеченности в жизни общества.
Задание 2.
Проанализируйте данные таблиц 1 в тексте, 3, 4, 5 и 20 в «Приложениях». Рассчитайте. на сколько лет хватит мировых общегеологических и разведанных за-
пасов угля, нефти, природного газа и железной руды при современном уровне их добычи (см. инструкцию на с. 55). Какие проблемы возникают в связи с этим?
Дополнительное задание (ycложненное).
Проанализируйте рисунок 4 и таблицу 2. Рассчитай те, какое количество минерального сырья извлекалось из недр Земли в 1900, 1980 и 2000 г из расчета на
душу населения. Сравните четыре показателя, устaновите тенденцию и объясните ее.
Задание 3.
Используя текст учебника, карту минеральных ресурсов мира в атласе и таблицы 3, 4. 5 в «Приложениях», проанализируйте размещение топливных полезных ископаемых. Назовите страны, обладающие значительными запасами угля, нефти, крупнейшие их бассейны. Какие выводы можно сделать на основе анализа’?
Задание 4.
Проанализируйте рисунок 7, карту мировых земельных ресурсов в атласе и таблицу 6 в «Приложениях». Сравните обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями. Приведите примеры многоземельных и малоземельных стран. Опираясь на знания по курсу географии материков и океанов, объясните причины таких различий. Докажите свое мнение.
Задание 5.
Пользуясь рисунком 8, сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока. Приведите при меры стран, наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресной воды. По карте в атласе рассмотрите размещение крупных водохранилищ мира, сделайте выводы и используйте их для подтверждения текста учебника.
Дополнительное задание (ycложненное).
Проанализируйте данные таблицы 7 в «Приложениях» и дайте сравнительную характеристику гидроэнергетического потенциала крупных регионов мира.
Задание 6. Проанализируйте рисунок 9. С помощью этого рисунка, а также оснoвнoгo текста охарактеризуйте два главных лесных пояса планеты. Дайте оценку обеспеченности отдельных стран, выделив страны, очень богатые и очень бедные лесными ресурсами. Используйте также таблицу 8 в «Приложениях».
Задание 7.
Проанализируйте карту минеральных ресурсов Миpовoгo океана в атласе. Дайте общую характеристику этих ресурсов. Определите районы континентального шельфа и глубоководного ложа Океана, наиболее богатые минеральными ресурсами. Можно ли на основании проведенного анализа наметить перспективы развития морской горнодобывающей промышленности?
Дополнительное задание (ycложненное).
Пользуясь текстом учебника. составьте в тетради классификационную схему «Природные ресурсы МироBoгo океана». Примените ее для доказательства положения о том, что Мировой океан является кладовой разнообразных природных богатств.
Задание 8. (творческое!).
Опираясь на знания по физической, экономической и социальной географии своей республики, края, области, приведите примеры:
1) рекреационнолечебных,
2) рекреационнооздоровительных,
3) рекреационно- спортивных.
4) рекреационнопознавательных территорий.
По возможности используйте при этом собственные наблюдения и впечатления. Подготовьте альбом (транспарант), посвященный этой территории. Есть ли в вашей республике, крае, области объекты Всемирногo наследия?
Задание 9.
Используя различные данные средств массовой информации, приведите по нескольку примеров: а) положительных результатов природоохранной деятельности и осуществления экологической политики; б) отрицательного воздействия антропогенных вмешательств в окружающую природную среду.
Задание 10 (итоговое).
1. На основе приобретенных знаний назовите причины следующих явлений: а) во второй половине ХХ в. степень «очеловеченности» географической cpeды резко возросла; б) при разработке полезных ископаемых наиболее выгодно использовать их территориальные сочетания; в) в наше время «нагрузка» на землю возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается; г) рост водопотребления создает реальную угрозу возникновения дефицита пресной воды.
2. Сформулируйте по тексту темы не менее трех проблемных вопросов. Предложите ответы на них и обсудите их с товарищами.
3. Изучите текстовые карты и карты атласов, xaрактеризующие мировые природные ресурсы. Определите, какими картографическими способами они составлены.
4. Составьте дополнительную библиографию по тeме и используйте ее в своей работе.


Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:
1. В чем заключается сходство и различие между понятиями «природа» и «географическая среда»?
2. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
3. В чем заключаются изменения, происходящие в структуре мирового земельного фонда?
4. В чем заключаются причины обострения водной проблемы человечества?
5. Каковы отрицательные последствия выпадения кислотных дождей?
6. Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?
Как вы думаете:
1. Почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую, а прежде вceгo как общественную, социальную проблему?
2. В чем заключается рациональное использование нeвозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов?
3. Что означают слова великого немецкого географа Александра Гумбольдта: «Человеку предшествуют леса, а сопровождают eгo пустыни»?
4. Какую роль играет географическая наука в решении проблем природопользования и экологии?
Картосхема полезных ископаемых
Знаете ли вы: 1. Какие крупнейшие в мире бассейны?  Kaкoгo из следующих видов полезных ископаемых обозначены на картосхеме: 1) угля, 2) нефти, 3) железной руды?
2. Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с нaибольшей и наименьшей обеспеченностью пахотными землями: Австралия, Япония, Фрг, Китай, Аргентина?
3. Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью водными ресурсами: Канада, Бразилия, Kонгo, Саудовская Аравия, Египет?
Можете ли вы:
1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Великобританию, Нидерланды, Испанию, Швецию, Индию, Египет, Демократическую Республику Kонгo, ЮАР. Мексику. Аргентину?
2. Дать определение понятий «географическая среда», «ресурсообеспеченностЬ», «географическое pecypсовeдeние»?
3. Обозначить на контурной карте мира по памяти страны, обладающие наибольшими запасами нефти?
4. Оценить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ: а) мировые общегеологические запасы угля нaмнoгo превосходят запасы нефти; б) в структуре мирового земельного фонда преобладает пашня; в) запасы пресной воды на Земле составляют лишь 10% всех водных ресурсов планеты; г) главный путь решения экологических проблем заключается в переходе к принципиально новой технологии производства?


Методические ключи к теме 2
Что нужно вспомнить
1. Строение и свойства географической оболочки Земли. (география, 6, 7 классы.)
2. Особенности воздействия человека на природу материков и океанов. (география, 7 класс.)
3. Виды водных ресурсов. (география, 8 класс.)
4. Основные закономерности размещения полезных ископаемых в земной коре. (география, 6, 7, 8 классы.)
5. Размещение природных зон и климатических поясов Земли. (география, 7 класс.)
6. Основные черты географии природных ресурсов России. (география, 8 класс.)
7. Понятия и термины: географическая оболочка, природный комплекс, природная зона, природные ресурсы, агроклиматические ресурсы, рекреационные ресурсы, природопользование, антропогенный ландшафт, экология.
Что нужно усвоить
Ведущие идеи темы 2 .
1.Географическая среда  необходимое условие жизни людей, развития и размещения населения и хозяйства.
2. Будущее человеческой цивилизации во мнoгoм зависит от осуществления всемирной стратегии охраны природы и проведения продуманной национальной и международ ной экологической политики.
Главные научные знания темы 2
1. Особенности cовpeмeннoгo этапа взаимодействия общества и природы.
2. Понятие о географической (окрyжающей) среде.
3. Понятие о ресурсообеспеченности.
4. Основные черты размещения минеральных, земельных, водных, растительных, климатических ресурсов, ресурсов Мирового океана и степень обеспеченности ими человечества.
5. Размеры и характер загрязнения окружающей среды, основные пути решения природоохранных проблем.
6. Сущность природоохранной деятельности и экологической политики.
7. Представление о географическом ресурсоведении и геоэкологии.
8. Ключевые слова темы: 1) гeoграфическая (окружающая) среда, 2) природные ресурсы, 3) ресурсообеспеченность, 4) опустынивание, 5) обезлесение,
6) загрязнение окружающей среды (количественное и качественное), 7) «грязное» производство, 8) экологическая политика, 9) географическое ресурсоведение, 10) гeoэкология.
Что нужно уметь
1. Давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов с выделением главных стран и районов.
2. Давать общую и сравнительную оценку обеспеченности мира и отдельных eгo регионов различными видами минеральных ресурсов. производить расчеты такой обеспеченности.
3. Приводить при меры загрязнения окружающей среды. рационального и нерационального природопользования.
4. Устанавливать внутрипредметные связи с предшествующими курсами географии.
5. Изучать библиотечный фонд школы и составлять дополнительную библиографию по теме.

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы
Как оценивать обеспеченность мира и отдельных регионов различными видами минеральных ресурсов. Перечень действий:
1. Определить по таблице или по карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых для вceгo мира или одного из регионов.
2. Определить размеры годовой добычи (потребления) данного вида ресурсов.
3. Разделить показатель запасов на показатель добычи (потребления). Результат деления покажет число лет. на которые хватит дaннoгo вида полезных ископаемых при современном уровне eгo потребления.
4. Сделать вывод о ресурсообеспеченности.
Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений

Добавить комментарий