Почвы и почвенные ресурсы

География России : Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе ; под ред. В. П. Дронова. — 10-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2009. — 271 с. : ил., карт.

§ 26. Образование почв и их разнообразие

Образование почв. Слово «земля» часто употребляется как синоним почвы — удивительного продукта природы. Впервые обратил внимание на отличие почвы от остальных частей земной коры замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев*.

Почва — это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием. Плодородие почвы, т. е. ее способность обеспечить растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом, является одним из самых основных свойств почвы.
Образование почв происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа.

Образование почв

В. В. Докучаев справедливо назвал почвы «зеркалом ландшафта», поскольку почвы являются самым главным выразителем особенностей природы данной территории. Почва определяет растительный покров и сама зависит от него. Взаимодействие этих двух компонентов в условиях данного рельефа и климата создает облик ландшафта.

Какие почвы Евразии вам известны? Почему почвы о разных частях Евразии различны? От каких компонентов природы зависит образование почвы?
* Василий Васильевич Докучаев (1846— 1903)— крупнейший русский ученый-естествоиспытатель. Он впервые в 1886 г. дал определение почвы как плодородного поверхностного слоя Земли, созданного совместным воздействием всех компонентов природы. Он же является одним из основоположников современной физической географии. В 1877 г. В. В. Докучаев отправляется в первое «черноземное» путешествие по России. Преодолев в общей сложности 10 тыс. км, Докучаев собрал тысячи проб почвы. По результатам своих путешествий ученый, обобщив все полученные материалы, подготовил классический труд «Русский чернозем», в котором доказал, что почва — не горная порода, а совершенно самостоятельное тело природы. Этим были заложены основы новой науки — почвоведения.
Образование почвы — сложный процесс. В зависимости от того, на какой горной породе образовалась почва, она может быть глинистой или песчаной. На песчаных грунтах образуются легкие, т. е. легко промываемые, почвы. На водоупорных глинах — тяжелые, плохо промываемые, заболачиваемые и засоляемые почвы. На известняках образуются темноцветные почвы, так как известняки обладают свойством удерживать перегной. Горные породы, на которых образуются почвы (их называют материнскими породами), влияют на свойства почвы.
Ведущим условием почвообразования является взаимодействие живых организмов. Благодаря их воздействию на горную (материнскую) породу вместе с такими факторами, как режим увлажнения, температура воздуха, особенности рельефа, стало возможным возникновение почв. Живые организмы способствуют накоплению органического вещества, влияют на химический и минеральный состав почв, их физические свойства, тепловой и водный режимы.

Состав почвы   

Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле микроорганизмов. В результате образуется особое вещество — перегной. Ни песок, ни глина не являются почвой до тех пор, пока в них не будет перегноя.

климат также является одним из условий почвообразования и географического распространения почв. От него, в частности, зависит процесс выветривания и его интенсивность. В процессе выветривания твердые горные породы постепенно разрушаются до обломков разной величины — от камней и щебня до тончайшей пыли, что способствует лучшему проникновению в них почво- образующих микроорганизмов и их жизнедеятельности.
Своеобразны условия образования почв в поймах крупных рек. Тут каждое новое половодье перекрывает ранее образовавшуюся почву наносами ила или песка, так что в разрезе получается «слоеный пирог» из чередования различных речных наносов.
На многолетней мерзлоте в тайге Восточной Сибири формируются особые таежно-мерзлотные почвы. Питательные вещества этих почв не проникают далеко вглубь, так как мерзлота мешает промыванию грунта.
А в самых южных районах страны — в предгорьях Западного Кавказа и в Приморье на Дальнем Востоке — на вулканических горных породах под лесами в условиях повышенных влажности и тепла образуются буро-желтые и красноземные почвы.
Образование почвы — долгий процесс. Триста, пятьсот, а то и тысячи лет уходили на создание почвы, пригодной для возделывания сельскохозяйственных культур.
Основные свойства почвы. Как вы уже знаете, важнейшее свойство почвы — плодородие. Исключительно важное значение для плодородия имеет перегной, в котором накапливаются необходимые для питания растений химические элементы: азот, фосфор, калий и др.

Строение почвенных профилей

Плодородие почвы зависит не только от содержания в ней питательных веществ, но и от многих других ее свойств. Важное значение имеют механический состав почвы: песчаная она или глинистая (почему?), а также ее структура. Благодаря рыхлой структуре почва легко впитывает атмосферные осадки и обогащается кислородом. Наиболее благоприятна для развития сельскохозяйственных растений зернистая или комковатая структура.

Почвенная толща неоднородна. В процессе образования почвы возникают почвенные горизонты. Каждый почвенный горизонт примерно однороден по составу,» свойствам, структуре, окраске. Совокупность почвенных горизонтов образует почвенный профиль — вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы. Мощностъ почвенного профиля меняется от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров (см. рис. 47).
На плодородие почвы большое влияние оказывает почвенная фауна — разнообразные микроорганизмы и животные, заселяющие в основном верхние (до 20—40 см) горизонты почвы. В некоторых районах для улучшения плодородия проводят специальное обогащение почвенной фауной.
Разнообразие почв. Состав, структура, внешний вид, цвет почв зависят от взаимодействия многих компонентов природы: горных пород, рельефа, климата и т. д. Природные условия на территории нашей страны очень разнообразны. Поэтому разнообразны и связи между компонентами природы. Это разнообразие взаимосвязей определяет разнообразие почв. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на почвенную карту — пестрота ее цветов свидетельствует о наличии в разных районах нашей страны различных почв.

                                         Вопросы и задания

1. Назовите известные вам условия почвообразования. Попытайтесь выделить главные из них для почв вашего края.
2. Какие свойства почв вам известны? Вспомните, что вы знаете о свойствах почв из ботаники.
3. Зная, от чего зависит плодородие почв, составьте характеристику климата, рельефа, растительности территории, где могли бы образоваться плодородные почвы.
4. Чем определяется разнообразие почв нашей страны?


§ 27. Закономерности распространения почв
Главные типы почв России. Современный почвенный покров России — результат длительного и сложного развития природы в целом. В зависимости от условий почвообразования в нашей стране различают следующие виды почв: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые и др.
Проанализируйте карту почв, наловите. Какие почвы есть в нашей стране.

Основные типы почв
 
Сопоставьте рис. 48 с почтенной картой атласа и определите, какие почвы преобладают в лесной зоне, какие — в степной.

В европейской части России преобладают разнообразные подзолистые почвы, а в Сибири — таежные и горно-таежные. Большие площади на севере страны заняты тундровыми почвами. На юге же расположены черноземные и каштановые почвы.
Явление широтной зональности в нашей стране, особенно в европейской части России, выражено более ярко, чем в других странах мира. Это связано не только со значительной протяженностью ее с севера на юг, но и с преобладанием равнинного рельефа в условиях умеренно континентального климата.
Если мы совершим по карте воображаемое путешествие по Русской равнине с севера на юг, то увидим, как сменяют друг друга почвы разных типов, отличающиеся по строению, цвету, составу, плодородию. Арктические почвы — маломощны (1—5 см) и образуют лишь отдельные пятна. В тундре формируются тундрово-глеевые и болотные почвы. В интенсивно промываемых почвах северных лесов образуются подзолистые почвы. Южнее — при снижении количества осадков и возрастании мощности гумусового горизонта — дерново-подзолистые почвы. В широколиственных лесах и под лесными участками лесостепи — серые лесные почвы. В степях образуются самые плодородные почвы — черноземы. Обильная травяная растительность в этой зоне способствует повышению количества перегноя. Здесь самый мощный гумусовый слой. При движении к югу и востоку климат становится суше и теплее, травяной покров разреженнее: почвы светлеют и переходят в каштановые под сухими степями, в бурые — в полупустынях, в серо-бурые и серые (сероземы) — в пустынях. С осветлением почв растет их засоленность. В южных районах страны (на Прикаспийской низменности) распространены солончаки.

Рис. 49. Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью

Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью

В горных районах почвы, следуя вертикальной зональности, также изменяются вслед за изменением климата и растительности. Общим свойством этих почв является щебнистость, грубость механического состава.

                                    Вопросы и задания

1. Назовите основные типы почв России.
2. По почвенной карте определите, какие типы почв преобладают в нашей стране. Объясните почему.
3. Какие почвы есть в вашей местности?


§ 28. Почвенные ресурсы России

Значение почвы для жизни человека. Без преувеличения можно сказать, что своим существованием человечество обязано почве. почва — главный источник получения сельскохозяйственных продуктов и сырья для некоторых отраслей промышленности. 90% пищи человечество получает в виде урожаев с обработанной земли. Если же учесть и продукты животноводства, получаемые за счет выпаса скота на лугах и пастбищах, то эта цифра возрастет до 98% .

Но ценность почвы определяется не только ее значением для производства продуктов питания и сырья для промышленности, но и той великой экологической ролью, которую играет почва в жизни биосферы. Через почвенный покров суши— эту тончайшую ее поверхностную оболочку — идут сложнейшие процессы обмена веществом и энергией между земной корой, атмосферой, гидросферой и всеми живущими в почве организмами.
От чего нужно охранять почву. Почва относится к легкоразрушаемым и практически невосполнимым видам природных ресурсов. Естественные враги почвы — это водная и ветровая эрозия. Резко усиливает эрозию хозяйственная деятельность человека. Возделывая почву, человек лишает все большие площади земли естественного травяного покрова. Распаханные, не защищенные скрепляющей дерниной почвы подвергаются смыву и размыву. Из-за эрозии урожайность полей снижается на 20—40%, поэтому борьба с эрозией — важнейшее средство поддержания плодородия, обеспечения высоких урожаев.
Главные противоэрозионные мероприятия: внедрение правильных почвозащитных севооборотов; строгое соблюдение агротехники; полезащитные и противоэрозионные лесонасаждения; специальные гидротехнические сооружения.

Причины развития эрозии почв

О значении лесов как водоохранного и почвозащитного факторов Ф. Энгельс писал: «Людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и в других местах выкорчевывали леса, чтобы получки, таким путем пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их вместе с лесами центров скопления и сохранения влаги. Когда альпийские итальянцы вырубали на южном склоне гор хвойные леса, так заботливо охраняемые на севере, они не предвидели, что этим подрезывают корни высокогорного скотоводства в своей области; еще меньше они предвидели, что этим они на большую часть года оставят без воды свои горные источники, с тем чтобы в период дождей эти источники могли изливать на равнину тем более бешеные потоки». Эта классическая оценка лесов — серьезное предупреждение тем, кто, не считаясь с последствиями, вырубает леса в размерах, превышающих научно обоснованные нормы.

Почвы и почвенные ресурсы

Рис. 50. Почвы и почвенные ресурсы


Как вы думаете, в каких районах нашей страны преобладает орошение, осушение, химическая мелиорация? Промерьте себя по карте (рис. 50).
Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Мелиорация в сельском хозяйстве — это совокупность организационных, хозяйственных, технических мероприятий, направленных на коренное улучшение почв, повышение их продуктивности с целью увеличения урожаев сельскохозяйственных культур и кормов для животноводства.
Основными видами сельскохозяйственных мелиораций являются: осушение и орошение, борьба с эрозией, химическая мелиорация.
Для охраны и повышения плодородия почв важную роль играют разные науки: география, биология, химия и др. Задача географии — изучить и выявить районы, требующие мелиоративных работ, предсказать возможные влияния мелиорации на почвы и другие компоненты природы. Например, большой осторожности требует осушительная мелиорация. Излишнее осушение земель может привести к обмелению рек и озер, питаемых заболоченными землями, а также и иссушению лесов. При химической мелиорации необходимо точно соблюдать нормы и режимы внесения удобрений. Их нарушение может вызвать перенасыщение растений минеральными веществами, ухудшение их питательных качеств, а также привести к смыву удобрений в водоемы и засорению их.
Охрана почв. Значительное влияние на почвы оказывает деятельность человека. Используя почвы, человек меняет их свойства и в лучшую, и в худшую сторону. Ежегодная вспашка земли не проходит бесследно для почвы. Существенно влияет на почву промышленное освоение территорий. Выбросы отходов в атмосферу и сточные волы в конечном итоге оказываются в почве. Поэтому почва внутри и вокруг больших промышленных городов сильно загрязнена тяжелыми металлами и т. п. Для охраны почв от отрицательных последствий деятельности людей в нашей стране приняты «Основы земельного законодательства» — главный правовой документ по вопросам использования земельных ресурсов. В научно-исследовательских институтах изучаются вопросы о защите почв от ветровой и водной эрозии, разрабатываются комплексные меры защиты почвенных ресурсов, способы рационального их использования.
Как сохранить землю, как поддержать и приумножить ее плодородие — это должны знать все.
Деятельность человека сильно влияет на почвообразование. Правильная культурная обработка почв (постоянное внесение удобрений, глубокая вспашка и т. д.) приводит к тому, что подзолистые почвы превращаются в более богатые гумусом дерновые. Таких почв было много до середины XIX в. в лесной зоне европейской части России. Но интенсивное освоение черноземов привело к тому, что лесные почвы потеряли свое значение . Пахотные, окультуренные земли стали забрасывать. И через 20—30 лет дерновые почвы вновь начали превращаться в подзолистые.
Бережное отношение к лесным насаждениям, травяному покрову во время походов, экскурсий, в повседневной жизни — это посильный вклад каждого человека в дело защиты почв.

                                         Вопросы и задания


1. Какое значение имеют почвы в жизни природы и человека?
2. От чего следует защищать почву?
3. Приведите примеры простейших мелиорации по защите почв, которые проводятся в вашей местности.
4. Какие виды мелиорации проводятся в нашей стране? С чем связан выбор того или иного вида мелиорации?

                                Итоговые задания по теме

1. Докажите на примере любых почв, что почвы являются «зеркалом» ландшафта.
2. Объясните, от чего зависит плодородие почв. Назовите самые плодородные почвы России, объясните географию их распространения.
3. Какие процессы почвообразования происходят в условиях избыточного, достаточного и недостаточного увлажнения?
4. Дайте оценку основных типов почв нашей страны. Укажите, какие из них наиболее благоприятны для сельского хозяйства, на каких в основном размещены леса.
5. Какие виды деятельности человека приводят к нарушению естественного плодородия почвы? Как можно улучшить почвы?
6. Какие почвы распространены в вашей местности, как они используются человеком, какие мероприятия проводятся по улучшению почвы?

География России : Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе ; под ред. В. П. Дронова. — 10-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2009. — 271 с. : ил., карт.

Добавить комментарий