Машиностроительный комплекс

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. — 17-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. — 285 с.: ил., карт.
§ 14. Роль, значение и проблемы развития машиностроения
Это один из ведущих комплексов, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых,машиностроительный комплекс — крупнейший промышленный комплекс. На его долю приходится 27% работающих и 1/5 продукции промышленности России. Во-вторых, продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах. В-третьих, машиностроение, наряду с электроэнергетикой и химической промышленностью, определяет темпы инновационного развития общества. От его мощи, совершенства производимых машин во многом зависят общий уровень развития экономики страны, ее обороноспособность, качество жизни населения. Следовательно, главная задача машиностроения — обеспечивать общество новыми, все более совершенными машинами.
Машиностроительный комплекс России состоит из нескольких десятков отраслей. Каждая из них выпускает продукцию определенного назначения. По роли и значению в хозяйстве их можно объединить в три взаимосвязанные группы (рис. 28).
По рисунку 28 определите три группы отраслей машиностроения. Объясните различие их роли в хозяйстве.
Для выполнения своей главной задачи машиностроению необходимы определенные условия. Основное из них можно изобразить пропорцией 1:2:4. Она означает, что если темпы развития всего хозяйства принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза, а отрасли первой группы — в 4 раза быстрее. В России это условие пока не соблюдается.
Машиностроительный комплекс — не только крупный поставщик продукции, но и ее потребитель. Для производства современных машин нужны высококачественные металлы, пластики и другие материалы, которых в стране недостает.
Состав и связи машиностроительного комплекса
В результате многие виды выпускаемых в России машин неконкурентоспособны на внешнем рынке из-за того, что они морально устарели и низкого качества. Для выпуска хороших машин требуется современное оборудование, которое нужно своевременно обновлять. Сделать это сложно из-за высокой стоимости оборудования. Сейчас степень его износа — более 50%, ежегодно обновляется только 1%. Поэтому конкурентоспособная продукция может производиться лишь на незначительной части отечественных машиностроительных предприятий. Производство конкурентоспособной продукции российским машиностроением — ключевое условие развития не только самого машиностроительного комплекса, но и всей российской экономики.
Ранее 80% продукции машиностроительного комплекса имело оборонное значение. Поэтому важная проблема российского машиностроения — конверсия1 предприятий военно-промышленного комплекса.
Попробуйте сформулировать положительные и отрицательные последствия процесса конверсии оборонных предприятий.
Сейчас соотношение гражданской и военной продукции, производимой машиностроительным комплексом России, — 60 : 40.
1 Конверсия (от лат. сопиегзю — изменение) — перевод оборонного комплекса на производство мирной продукции.
                       Вопросы и задания

1.    Каково значение машиностроения?

2.    Какие отрасли входят в состав машиностроительного комплекса?
3.    Назовите проблемы машиностроения в России.

§ 15. Факторы размещения машиностроения
География машиностроения определяется целым рядом факторов.
Наукоемкость. Современное машиностроение в своем развитии опирается, прежде всего, на передовую науку. Поэтому предприятия его наиболее прогрессивных и сложных отраслей (электроники, радиотехнической, авиакосмической и атомной промышленности) концентрируются в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и т. д.).
Ориентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий. Но доля наукоемких отраслей в машиностроении России пока очень низка — всего 20%.
Военно-стратегический фактор. Значительная часть машиностроительных предприятий выпускает оборонную продукцию.
Размещение предприятий в зависимости от трудоёмкости и металлоёмкости производства
Поэтому при их размещении учитываются интересы национальной безопасности. Такие предприятия, как правило, удалены от границ. Многие из них расположены в городах, доступ в которые ограничен (Саров, Новоуралъск, Снежинск и др.).
Трудоемкость. Производство машин требует больших затрат труда. Например, для изготовления ткацкого станка необходимо затратить 1000 часов рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроениятяготеют к районам с высокой концентрацией населения. С учетом данного фактора размещена почти 1/4 часть машиностроительных предприятий страны. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), приборостроению (Воронеж, Пенза, Рязань).
Пользуясь атласом, сопоставьте размещение крупнейших центров трудоемкого машиностроения инаселения России.
Металлоемкость. Производство некоторых видов машин (металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования) требует много металла. Поэтому предприятия, выпускающие их, ориентированы на металлургические базы. К ним тяготеет примерно 1/8 машиностроительных предприятий. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Иркутск, Красноярск).
По картам атласа сопоставьте географию центров металлургии и металлоемкого машиностроения. Всегда ли они совпадают? 
Трудоемкость и металлоемкость в машиностроении находятся между собой в определенной зависимости. Их сочетание влияет на размещение предприятий различных машиностроительных отраслей (табл. 17).
По таблице 17 определите металло- и трудоемкие отрасли. В чем различия их размещения? Какая зависимость существует между металло- и трудоемкостью продукции? Подумайте, как изменяются эти характеристики под влиянием научно-технической революции.
Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей. В электровозе, например, их 250 тысяч. Изготовить все на одном предприятии невозможно. Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях, которые для выпуска готового изделия устанавливают кооперационные связи.
специализация и кооперирование машиностроения
Поэтому в машиностроении, как правило, создаются не обособленные предприятия, а их взаимосвязанные комплексы. Они состоят из групп заводов, большая часть из которых — заводы-филиалы, поставляющие детали и оборудование для сборочного завода. Сборочные производства размещают в районах с экономико-географическим положением, благоприятным для организации кооперирования. Например, автомобилестроительные заводы — в Европейском Центре и Поволжье.
Проанализируйте рисунок 29. В чем выгода развития специализации в машиностроении?
В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация. Она привела к сильной монополизации производства. Например, пока только одно предприятие в России выпускает магистральные тепловозы (Коломна), картофелеуборочные комбайны (Рязань).


В чем, на ваш взгляд, заключаются главные недостатки монополизации производства? Как влияет борьба с монополизацией на географию машиностроения?

Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин (или их деталей) осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.
Ориентация на потребителя. Продукция машиностроения очень разнообразна. Многие машиностроительные предприятия (примерно 1/5 от их общего числа) ориентированы на потребителей продукции, поскольку ее сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров. Так, тракторы для вывозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), зерноуборочные комбайны — на Европейском Юге (Ростов-на-Дону).
                          Вопросы и задания

1.    Назовите факторы размещения машиностроения. Какой фактор является ведущим?

2.    Расскажите о положительных и отрицательных последствиях специализации в машиностроении.

 § 16. География машиностроения
Машиностроение размещено по территории страны иначе, нежели большинство других отраслей промышленности. Сравните карты географиимашиностроения (рис. 30), нефтяной, химической промышленности, металлургии. Чем различается размещение этих отраслей?
Из-за многообразия факторов размещения и повсеместности потребления продукции машиностроение развито во всех районах России.
Географические различия в уровне и особенностях развития машиностроения довольно значительны.
Во-первых, велики различия в уровне развития машиностроения между западной (европейской) и восточной (азиатской) частями страны. Исторически машиностроение в России развивалось преимущественно в европейской части страны (почему?). В годы Великой Отечественной войны огромное число машиностроительных предприятий перебазировали в восточные районы. В дальнейшем здесь построили много новых производств, преимущественно оборонного характера. Но несмотря на это 85% продукции машиностроения по-прежнему производится в европейской части Российской Федерации.
География машиностроения России
Во-вторых, районы России сильно различаются по уровню развития машиностроения:
—    неодинакова их доля в производстве машиностроительной продукции;
—    в промышленности районов машиностроение играет разную роль;
—    различаются районы и по специализации машиностроения.
В-третьих, российское машиностроение сосредоточено главным образом в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и др.
По карте (рис. 30) определите районы: а) производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; б) с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.
По таблице 18 постарайтесь выявить географические закономерности в изменении: а) набора отраслей специализации по территории страны; б) числа факторов, благоприятствующих развитию машиностроения районов.
Специализация, факторы развития и перспективы машиностроения России
                             Вопросы и задания


1.    Какова специализация машиностроительных предприятий вашей местности? Чем она объясняется?
2.    Составьте характеристику одной из отраслей машиностроения по плану:

а) значение для народного хозяйства;
б) факторы размещения;
в) основные районы концентрации предприятий.

§ 17. Военно-промышленный комплекс (ВПК)
Военно-промышленный комплекс (ВПК) — это система производств, научно-производственных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений, разрабатывающих и производящих военную технику, боеприпасы и оружие.
Перед распадом СССР ВПК состоял из 1100 заводов с числом работающих более 9 млн чел., более 900 научно-исследовательских институтов (НИИ) и конструкторских бюро (КБ), а также армии в составе сухопутных, военно-воздушных, ракетных войск, военно-морского флота, пограничных, а также вспомогательных (железнодорожных, строительных) войск. ВПК обладал собственными космодромами, аэро- и морскими портами, арсеналами, испытательными полигонами с системой лабораторий, мощной коммуникационной инфраструктурой (транспорт и связь). Основная часть ВПК СССР располагалась натерритории России и в настоящее время составляет ВПК Российской Федерации.
ВПК частично включает производства других комплексов, например в машиностроении доля оборонных заводов составляет более 60% (табл. 19, рис. 31).
В свою очередь, отрасли оборонной промышленности производят гражданскую продукцию, при этом проводимая на оборонных производствах конверсия увеличивает долю гражданской продукции при сокращении оборонного заказа.
Кратко перечислим основные принципы, определяющие географию отраслей ВПК.
1. Основной принцип — безопасность размещения его производств, учитывая полетное время ракет и авиации из-за границы. Отсюда — размещение наиболее важных центров и предприятий ВПК в глубинных районах страны (Урал, Сибирь).


Таблица 19


Роль межотраслевых комплексов в производстве продукции оборонного назначения

  Межотраслевой комплекс     Оборонные производства     Специализированные оборонные комплексы
  Топливно-энергетический     Производство ядерного топлива     Ядерно-оружейный (атомно-оружейный)
  Машиностроительный     Судо-, авиа-, ракето-, танко-, автомобилестроение, производство средств связи, огнестрельного оружия, электроники, электротехники и др.     Авиационно-космический и ракетно-космический
  Конструкционных материалов: металлургический
Химико-лесной
    Производство композитов, металлических порошков и проката
Производство химических реагентов, соединений, пиломатериалов
    Химико-оружейный
  Строительный     Цементное и др. производства     Военно-строительный
  Агропромышленный     Перерабатывающие отрасли (производство казеина)    
  Товаров народного потребления и услуг     Производство технических тканей и обмундирования    
2.    Принцип дублирования: размещение в разных районах страны предприятий-дублеров. Например, авиационные заводы, выпускающие однотипные истребители (типа «МиГ» или «Су») или бомбардировщики «Ту», размещаются в разных частях страны, начиная от Москвы и Нижнего Новгорода, городов Поволжья (Казань, Самара, Ульяновск) до Дальнего Востока (Комсомольск-на-Амуре).
3.    Концентрация производств и научно-производственных объединений ВПК в Москве и вокруг нее, где Россия имеет право на создание и наращивание средств противоракетной обороны.
В Советском Союзе в составе ВПК существовало множество специальных закрытых секретных городов (ЗАТО — закрытое административно-территориальное образование), многие из которых имели особые названия: Арзамас-16, Челябинск-65 и Челябинск-70, Красноярск-26 и Красноярск-35, Томск-7.
Место ВПК в системе межотраслевых комплексов
 В них концентрировались особо важные объекты ВПК. Некоторые из них сейчас становятся перспективными технополисами, в которых разрабатываются новейшие технологии.
Таким образом, главные факторы размещения ВПК: безопасность и сохранение военного потенциала как в мирное, так и в военное время, наукоемкость, высокая квалификация кадров, транспортный фактор.
В составе ВПК выделяются системы отраслей (комплексов). Среди них важным является ядерный комплекс — щит, обеспечивающий безопасность страны. Главными в его составе являются два российских ядерных центра: в Сарове (Арзамас-16) и Снежинске (Челябинск-70).
Само ядерное оружие в значительной мере предназначалось для использования на ракетных системах. Естественно, что ракетно-космическая промышленность стала важнейшим комплексом ВПК. Особенно важно было подготовить научно-техническую базу для космонавтики и ракетостроения. Первые крупные научно-производственные центры были созданы в Подмосковье. Это прежде всего мощная корпорация «Энергия», которая создавалась в г. Королеве (Калининград). Здесь под руководством известного конструктора ракет С. П. Королева с 1946 г. велись работы по созданию баллистических ракет, были созданы искусственные спутники Земли, космические корабли, в том числе «Восток», на котором совершил полет первый космонавт Ю. А. Гагарин. В Москве в Научно-производственном машиностроительном центре им. М. В. Хруничева также создавались баллистические ракеты, долговременные орбитальные станции («Мир»). На базе научных и проектных разработок работают заводы по производству баллистических ракет на Урале (Вот- кинск, Златоуст) и в Сибири (Красноярск), ракет-носителей — в Самаре, Омске. Ракетная техника производится также в Санкт-Петербурге.
Главный военный космодром России, с которого стартовали все основные военные космические аппараты и запускались военные искусственные спутники, находится близ г. Мирный (ст. Плесецк) к югу от Архангельска. Здесь было проведено значительно больше космических запусков, чем с Байконура, правда, с последнего стартовали корабли с космонавтами на борту. Существовал еще один космодром — Капустин Яр — в Астраханской области, превращенный затем в полигон для испытания ракет и боевой техники. В настоящее время создан новый российский космодром — «Свободный» — в Амурской области.
Для управления военно-космическими силами России был создан центр в Подмосковье — г. Краснознаменск (ранее — Голицыно-2), а для пилотируемых космических полетов — Центр управления полетами (ЦУП) в г. Королеве. Близ него имеется Центр подготовки космонавтов — г. Звездный.
География авиационной промышленности России в основном связана с крупнейшими промышленными узлами, имеющими хорошие транспортные связи с сотнями заводов-смежников. Важные факторы, определяющие размещение этих предприятий, — стратегическая безопасность и высокая квалификация кадров. Крупнейший научно-производственный центр авиационной промышленности — Москва. Здесь находятся известные конструкторские бюро и опытные авиационные заводы, предприятия по производству авиационных двигателей. Опытные заводы имеют дублеров, производящих массовую авиационную продукцию по всей России.
Вокруг Москвы в городах Жуковском, Ступине, Балашихе, Раменском и других работают заводы, выпускающие различные узлы и агрегаты для самолетов и вертолетов.
Наиболее крупные центры авиастроения находятся в Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Яо- восибирске, Улан-Удэ, Комсомольске-на-Амуре. Вертолеты производят в Ростове-на-Дону, Казани и Арсеньеве (Приморье). Авиационные двигатели, помимо Москвы, выпускают в Санкт- Петербурге, Рыбинске, Перми, Уфе, Тюмени, Омске.
Главный центр военного судостроения — Санкт-Петербург, на судостроительных заводах которого выпускали разные военные суда — от катеров и подводных лодок до атомных ракетных крейсеров. Атомные подводные лодки производятся в Северодвинске.
Центры бронетанковой промышленности — Нижний Тагил и Омск, бронемашины выпускают в Кургане и Арзамасе. Важные центры производства артиллерийского оружия — Пермь, Нижний Новгород, Екатеринбург, а стрелкового — Тула, Ижевск, Ковров.
Химическое оружие (до отказа России от его использования) производилось в г. Дзержинске близ Нижнего Новгорода, в Яо- вочебоксарске, Чапаевске.
Географически масштабы военных производств по районам России значительно различаются (рис. 32). В Москве сосредоточено более 50% отраслевых научно-исследовательских предприятий, 65% радио- и 40% электропромышленности, огромный авиакосмический потенциал, и в то же время объемы производства значительно меньше, чем на периферии. Доля работников, занятых в военной промышленности, была особенно велика в Удмуртской Республике и некоторых других районах России.
Конверсия военной промышленности осуществлялась стремительно, путем снятия военных заказов с военных предприятий и научно-исследовательских учреждений ВПК. Немногие из них смогли быстро приспособиться и начать выпуск гражданской продукции.
В России преобладают следующие предприятия ВПК:
1)    не подлежащие конверсии — их немного;
2)    выпускающие продукцию двойного назначения (военного и гражданского) — их достаточно много;
География оборонного комплекса России
3) предприятия, которые в перспективе могут полностью перейти на гражданское производство.
Уже в настоящее время доля оборонных предприятий в производстве гражданской продукции чрезвычайно велика, и в то же время увеличены заказы на новейшие образцы вооружения и техники.
Важной статьей российского экспорта является экспорт оружия. Сейчас по этому показателю Россия занимает лидирующее положение в мире. Главные регионы экспорта — Ближний Восток, Индия, Китай, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка.

                                                                        Вопросы и задания


1.    Какова роль ВПК в экономике России?
2.    Какие отрасли (комплексы) составляют ВПК?
3.    Назовите и объясните принципы размещения предприятий ВПК.
4.    В чем заключается конверсия военной промышленности? Какие возможности она открывает для экономики страны?
5.    Почему Россия продаст военную технику в другие страны? Не ослабляет ли это ее военный потенциал?

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. — 17-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. — 285 с.: ил., карт.

Добавить комментарий