Инфраструктурный комплекс

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. — 17-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. — 285 с.: ил., карт.

§ 31. Состав комплекса. Роль транспорта

Инфраструктурный1 комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги (рис. 59). Этим он отличается от всех других межотраслевыхкомплексов.

Услуга — особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. Услуги бывают разными по своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления.
Состав ифраструктурного комплекса

? Рассмотрите классификации услуг (табл. 31, 32). Дополните их примерами.

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, сельского хозяйства и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения. Однако роль инфраструктурного комплекса определяется не только этим.

1 Инфраструктура — совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различных отраслей экономики и жизни населения.

Классификация услуг

Освоение и использование любой территории невозможны без соответствующей инфраструктуры: жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередачи и пр. При этом чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений. Например, в наиболее развитом районе страны — Центральном — инфраструктурой занято 10% территории. А на Дальнем Востоке — только 0,5% территории. Затраты на создание инфраструктуры, как правило, очень велики. Например, 1 км современной автомобильной магистрали стоит около 1 млн долл. Но экономить на этих затратах нельзя, так как это в результате приводит к гораздо большим потерям.

В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Вопреки мировой практике он считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира (табл. 33), а в самом комплексе накопилось много сложных проблем.
Доля инфраструктурного комплекса в экономике отдельных стран

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: 1) коммуникационную систему (транспорт и связь), которую часто называют производственной инфраструктурой; 2) сферу обслуживания (торговля, общественное питание, культура, искусство, наука, образование и пр.), именуемую социальной инфраструктурой

Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Ее главная задача — перемещение в пространстве людей, информации, энергии и различных грузов.
Транспорт. Все виды транспорта делятся на две группы. Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определенные грузы (нефть, газ, электроэнергию). (Приведите примеры универсальных и специализированных видов транспорта.)
Основная задача транспорта — надежно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортную систему.
Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.
В России несколько сотен транспортных узлов разных типов (рис. 60). Крупнейший из них — Москва.
Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в работе транспорта.Работа транспорта оценивается несколькими показателями: 1) количеством перевезенных грузов (млн т) и пассажиров (млн чел.); 2) грузо- и пассажи- рооборотом (табл. 34, 35).
Грузооборот (т • км) — произведение количества перевезенного груза (т) на дальность его перевозки (км).

Типы транспортных узлов

Структура перевозок

Пассажирооборот рассчитывается аналогично для числа перевезенных пассажиров.

При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.
? Подумайте, как влияют природные условия на работу различных видов транспорта.
Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень сильно различается. Грузы дешевле всего перевозить морем. Но скорость этих перевозок невысока (25—35 км/ч).
Второй по экономичности транспорт — железнодорожный. Он всего на 30% дороже морского, но примерно в 2 раза быстрее.
Автомобильные перевозки почти в 15 раз дороже морских и в 10 раз — железнодорожных.
Самый дорогой, но и самый быстрый вид транспорта — авиационный.
Наиболее дешевый вид пассажирских перевозок — автобусами.
Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. (Подтвердите это примерами по картам атласа.) Населенные пункты тяготеют к транспортным путям ради экономии времени. Затраты рабочего и личного времени у людей, живущих вблизи магистралей, намного ниже, чем в удаленных от них поселениях. (Почему? Приведите примеры.) Перемещение грузов по транспортным магистралям изменяет их стоимость. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий (табл. 36).

Влияние транспорта на размещение отраслей промышленности


                                                   Вопросы и задания


1.    Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса?
2.    Какова роль транспорта в экономике России?
3.    Какие виды транспорта образуют транспортную систему?


                                                  Внимание! Проблема!

Практически все звенья российской инфраструктуры сейчас находятся в глубоком кризисе.

Почти 1/3 железных и 1/6 автомобильных дорог нуждаются в серьезном ремонте. Плохие дороги резко снижают скорость движения автомобилей и поездов, увеличивают расход топлива.
Ежегодные потери из-за плохих дорог оцениваются примерно в 120 млрд рублей. Нуждаются в модернизации все морские порты. Снижается число аэродромов. Остро нуждается в жилье почти 1/3 населения страны. Во многих российских городах и поселках городского типа нет водопровода и канализации, 50% сельских населенных пунктов не имеют ни одного стационарного телефона. Износ водопроводов составляет 40%, а тепловых сетей — 60%.
Изношенная инфраструктура не только снижает эффективность всего хозяйства, но и создает угрозу для жизни населения. Быстро реконструировать инфраструктурный комплекс невозможно, поскольку отдельные его элементы довольно дорогостоящи.
 § 32. Железнодорожный и
               автомобильный транспорт

Железнодорожный транспорт 
— ведущий среди универсальных видов транспорта в России. Это обусловлено, прежде всего, географическими особенностями нашей страны. Территория Россиисильно вытянута в широтном направлении, поэтому основное направление перевозок также широтное. Для их осуществления использовать морской и речной транспорт практически нельзя.

Обоснуйте это, используя карты атласа.

У железнодорожного транспорта есть много достоинств: высокая грузоподъемность, низкая себестоимость перевозок, всепогодность, возможность строить железные дороги почти повсеместно.

Однако высокая доля железных дорог в работе транспорта объясняется, прежде всего, возможностью перевозок грузов на большие расстояния.
Протяженность железных дорог в России 85 тыс. км. Это меньше, чем в Канаде и США, но длина электрифицированных железных дорог (44 тыс. км) — наибольшая в мире. В связи с кризисом грузооборот железнодорожного транспорта снижается.
Основные черты географии российских железных дорог определились еще в дореволюционный период и мало изменились с того времени. В европейской части их конфигурация напоминает гигантское колесо, центр (ось) которого — Москва. От нее в разные стороны отходят «спицы» — 11 железнодорожных магистралей (см. карту атласа). На расстоянии 40—100 км и 150— 300 км от Москвы эти радиусы пересекаются двумя кольцевыми дорогами. На восток от европейского «колеса» протянулись широтные магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). Чем восточнее, тем их меньше.
Такая география железнодорожных путей создает серьезные проблемы в обеспечении надежной транспортной связи между западными и восточными районами страны. Особенно сложно стало выполнять эту задачу после распада СССР. Значительные участки крупнейших широтных магистралей — Транссибирской (Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Владивосток), Среднесибирской и Южносибирской — теперь оказались за пределами России. Единственный собственно российский участок (Екатеринбург — Тюмень — Омск) не в состоянии выполнять эту важнейшую общегосударственную функцию.

Определите, сколько широтных железных дорог проходит по территории Урала, Сибири, Дальнего Востока.

Сложившийся рисунок российских железных дорог не позволяет им обеспечивать надежную и кратчайшую связь между: 1) западными и восточными районами страны; 2) государствами, граничащими с Россией, но не граничащими друг с другом (приведите примеры); 3) странами Европы и странами Азиатско- Тихоокеанского региона.

В перспективе не менее важной остается проблема строительства новых железных дорог, особенно на востоке России. Уже построена, но пока практически не используется Байкало-Амурская магистраль (Усть-Кут — Советская Гавань). Ведется строительство Амуро-Якутской магистрали (Беркакит — Том- мот — Якутск).
Особое направление — создание высокоскоростных железнодорожных магистралей. В ближайшие годы предполагается строительство подобных магистралей Москва — Санктп-Петербург и Москва — Нижний Новгород. Они проектируются как сугубо пассажирские, со скоростью движения поездов 300— 350 км/ч и затратами времени в пути — 2—3 часа. Предполагаемая стоимость каждой магистрали — 8 млрд долл.
Строительство железных дорог связано со значительным экологическим ущербом. При их прокладке отчуждается полоса земли шириной 30—45 м, на которой ведутся разнообразные работы. Следовательно, на каждую 1000 км железнодорожного полотна уничтожается до 45 км2 естественного растительного покрова. Насыпь существенно нарушает водный режим территорий.
Но железнодорожный транспорт экологически чище других. Он выбрасывает в атмосферу в 20 раз меньше вредных веществ, нежели автомобильный, и в 640 раз меньше, чем авиационный транспорт.
Автомобильный транспорт в российских условиях по себестоимости перевозок — один из самых дорогих. Эта дороговизна является следствием: 1) плохих дорог; 2) недостаточного количества автомобилей малой и высокой грузоподъемности (менее 2 и более 8 тонн); 3) слабого использования дизельных двигателей; 4) плохого качества отечественных автомобилей. Но автомобильный транспорт обладает большой маневренностью и скоростью движения, а также возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям.
Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных и восточных, а также горных районах страны, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта.
Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества автодорог. Их общая протяженность в России — менее 600 тыс. км. Но из них 1/7 — грунтовые, а 1/3 имеет твердое покрытие низкого качества. При этом 1/3 сельских населенных пунктов России вообще не имеют выходов к дорогам с твердым покрытием.
География автодорог России схожа с географией железных дорог. 12 крупнейших автодорог расходятся лучами от Москвы (см. карту атласа). В восточных районах число дорог резко снижается.

Строительство объектов

До сих пор нет автомагистрали, пересекающей всю Россию с запада на восток.

Развитие автомобильного транспорта России идет по нескольким направлениям: прокладываются новые магистрали, создаются новые дороги в сельской местности. Здесь из-за их отсутствия теряется значительная часть сельскохозяйственной продукции, а население оказывается отрезанным от близлежащих городов.
Автомобильный транспорт — один из сильнейших загрязнителей окружающей среды. Особенно сильно загрязняется воздух. Один бензиновый двигатель на 1000 л сожженного топлива выбрасывает: 200 кг окиси углерода, 20 кг окислов азота, 25 кг углеводородов, 1 кг сажи, 1 кг сернистых соединений. Средний расход топлива на 100 км пути у отечественных легковых автомобилей — 10 л, у грузовых — 20—80 л, у городских автобусов — 40—50 л.
При строительстве автодорог часто отторгаются ценные сельскохозяйственные угодья.

                                                           Вопросы и задания

1.    Какова роль железнодорожного транспорта в России?
2.    Каков рисунок железнодорожной сети России? В чем его недостаток?
3.    Расскажите о главных положительных и отрицательных чертах автомобильного транспорта.

                                                          Внимание! Проблема!

1.    Железнодорожный транспорт, как и другие инфраструктурные отрасли, находится в кризисе, 30% вагонов, 50% электровозов и 60% тепловозов имеют возраст более 20 лет и не могут обеспечивать комфорт и безопасность перевозок. Изношены и сами пути. Поэтому средняя скорость перевозок по железным дорогам — чуть более 30 км/ч. Особая проблема — пока еще низкое качество сервиса, предоставляемого пассажирам.
2.    Главная железная дорога страны — Транссибирская магистраль (Транссиб). В 1980-е годы она имела важное международное значение как железнодорожный «мост» между Азией и Европой. По ней ежегодно перевозилось 140 тыс. контейнеров. Позднее, из-за ухудшения отношений с Японией, хищений грузов, этот поток сократился в 7 раз. Для перевозки контейнеров Япония создала гигантский контейнерный флот. Но перевозка в Европу морем дороже и занимает 35 суток (по Транссибу — 18). Недавно у Транссиба появился конкурент — Трансазиатская магистраль. Сейчас на Транссибе внедрена специальная система слежения за транспортировкой и сохранностью груза. Заказчик сможет в любой момент определить местонахождение контейнера и при желании изменить маршрут. Вернуть Транссибу международную роль — важная задача для России. Перевозкой грузов по нему она сможет зарабатывать до 200 млн долл. в год.
3.    Сейчас все железные дороги в стране — государственные. Но у государства недостает средств для быстрого строительства новых дорог. Поэтому после длительного перерыва начинается строительство негосударственных железных дорог. Одна из них строится от станции Карпогоры через Сыктывкар до Перми. Ее длина — 1250 км. Эта магистраль на 800 км сократит путь к северным портам и в Скандинавию.

                                                           Внимание! Проблема!

1. Зачем нужны новые железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?
Главное богатство этих районов — разнообразные природные ресурсы. Потребность в них исчисляется тысячами, а иногда миллионами тонн. Самый надежный и дешевый способ транспортировки сырья и техники для его добычи — по железной дороге.

Варианты транспортного строительства в азиатской части России

Сейчас из-за отсутствия железных дорог основная часть грузов в глубинные районы Сибири и Дальнего Востока доставляется по морям и рекам. При этом время доставки удлиняется до 1—1,5 лет. Резко возрастают потери.

Есть и другие обстоятельства, говорящие в пользу строительства новых железных дорог. Попробуйте сформулировать их.
2. Где, что и как нужно строить?
Ясно, что в восточных районах страны не нужна столь густая железнодорожная сеть, как в европейской части России. (Почему?) Необходимо создать ее каркас, охватывающий наиболее перспективные с хозяйственной точки зрения районы. Недостатка в проектах нового железнодорожного строительства на востоке России никогда не было (рис. 63). Проведите географическую экспертизу представленных проектов, учитывая:
а)    природные условия рассматриваемых трасс, прилегающие к ним месторождения полезных ископаемых и потребность России в них;
б)    географию населения в районах предполагаемого строительства и возможности ее изменения;
в)    техническую возможность строительства и его экологические последствия.
Предложите и обоснуйте свои варианты новых железных дорог России.

                                                           Внимание! Проблема!

Для развития автомобильного транспорта в России прежде всего необходимо строить новые дороги. Минимальная потребность — не менее 1500 тыс. км автодорог хорошего качества.

Фактически только сейчас в стране начинается эра автомобилизации, в которую развитые страны мира вошли 70 лет назад. Помимо плохих дорог, серьезные препятствия на ее пути — отсталая автомобильная промышленность, слабое развитие предприятий, обслуживающих автомобили и автомобилистов (автозаправок, станций техобслуживания, мотелей и пр.)*
 § 33. Водный и другие виды транспорта

Морской транспорт имеет важное значение благодаря географическому положению России (2/3 границ — морские). Морские суда имеют большую грузоподъемность, движутся по относительно прямолинейным трассам. Поэтому морские перевозки — одни из самых дешевых. Но этот вид транспорта имеет сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы — и требует больших затрат на строительство судов и портов. К тому же он сильно зависит от природных условий (штормы, ледовитость и пр.). Тем не менее протяженность морских судоходных линий, используемых сейчас Россией, составляет около 1 млн км.

История российского гражданского флота насчитывает более 300 лет. Ныне по числу торговых судов российский флот уступает многим странам мира. По общей вместимости (тоннажу) он занимает 23-е место в мире. При этом в ближайшие годы будут построены десятки новых судов.
Средний возраст российских судов 24 года, и многие из них не могут заходить в иностранные порты. Доля новых (возраст до 5 лет) составляет всего 4%. Многих видов судов (наливных, грузопассажирских, контейнерных) недостает (рис. 64).
Структура морского флота России

В 1990 г. российский флот осуществлял 65% морских перевозок в стране, сейчас около 4%. За перевозки, осуществляемые иностранными судами, Россия платит 6 млрд долл. в год. Например, на Балтике практически все контейнерные перевозки осуществляют англичане.

Россия обладает крупнейшим в мире атомным флотом. Сейчас в стране 6 действующих атомоходов, в том числе 5 атомных ледоколов.
Рост морских перевозок зависит не только от численности флота, но и от количества портов, их пропускной способности. В России 43 порта с мощностью 240 млн т, из них относительно крупных портов только 11 (рис. 65). Мелководны и не могут принимать большие суда 60% портов. Собственные морские порты обеспечивают потребности страны только на 4/5. Аренда зарубежных портов (украинских, балтийских) очень дорога. Поэтому начато и будет продолжаться строительство новых (Усть-Лужский, Приморский, Бухта Батарейная — на Балтике) и реконструкция действующих (Новороссийский и др.) портов.
Распределение флота и портов между морскими бассейнами, а следовательно, и роль бассейнов в российском морском транспорте неодинаковы (табл. 37).
На первом месте по грузообороту портов находится Балтийский бассейн, обеспечивающий связи со странами Европы и Америки. Он имеет исключительно благоприятное географическое положение. Но здесь пока что мало портов (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Невелика доля судов (х/ от общероссийской). Вводятся в строй первые причалы в новых портах: Устъ- Луге, Бухте Батарейной и Приморске. Через них пройдет экспорт леса, угля и нефти.
Второе место занимают порты Черноморского бассейна (Новороссийск)I, откуда в основном идет экспорт нефти. С реконструкцией других портов (Туапсе, Анапа, Сочи) увеличится значение бассейна и в перевозках других видов грузов. Однако развитие здесь портового хозяйства входит в противоречие с другой важной функцией Черноморского побережья — рекреационной.
Порты Тихоокеанского бассейна (Восточный, Ванино, Владивосток, Находка) снабжают товарами северо-восток страны, осуществляют связи со странами Азии и Австралией. Здесь сосредоточено примерно 1/4 российского флота.

Водный транспорт России

Грузооборот и специализация крупнейших портов России

Формирование Санкт-Петербургского портового комплекса

Главный недостаток бассейна — его сильная удаленность от наиболее развитых регионов страны.

По морям Северного бассейна проходит Северный морской путь. Он имеет огромное значение для снабжения районов Крайнего Севера. В советское время по Северному морскому пути ежегодно перевозилось 7 млн т грузов. Сейчас — менее 2 млн т.
Северный морской путь — кратчайшая морская магистраль, обеспечивающая связи между Европой и Азией. Длительное время магистраль была закрыта для иностранных судов. Сейчас принято решение об интеграции Севморпути в мировую транспортную систему.
Для иностранных судов открыты 50 северных портов.
В связи с этим перевозки в Севморпути могут увеличиться до 10 млн т в год.
Совместно с Европейским союзом уже проведены эксперименты по вывозу танкерами сжиженного газа из Западной Сибири.
Речной транспорт играет важную роль главным образом в районах зоны Севера. Здесь протекают многоводные реки, а создание дорог требует много средств и времени.
По рекам экономичны перевозки объемных грузов, не требующих быстрой доставки (леса, нефти, зерна, строительных материалов).
Протяженность судоходных речных путей в России составляет 102 тыс. км. Из них только 1/3 — пути с гарантированными глубинами.
Большое водное кольцо России

Но большая часть гидросооружений (плотин, шлюзов) эксплуатируется уже 35—60 лет и превысила срок службы. Удельный вес новых речных судов — всего 4%, а судов, имеющих возраст более 15 лет, — 65%.

Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной среди них — Волго-Камский. К нему тяготеет экономически наиболее развитая часть страны. Это стержень Единой глубоководной системы европейской части России. В связи с ограниченными возможностями российских морских портов возрастает значение смешанных перевозок (река—море), позволяющих доставлять грузы в европейские страны. В этой связи большой интерес представляет создание Большого водного кольца Европы (рис. 67). Но судов типа «река—море» в России недостает. А для иностранных судов посещение большинства российских речных портов запрещено.
При нормальном функционировании водный транспорт не очень сильно загрязняет окружающую среду. Суда проходят значительную часть расстояний с постоянной скоростью. Поэтому двигатели вырабатывают минимум токсичных веществ. Однако за счет выхлопных газов, отработанных вод, отходов происходит химическое и биологическое загрязнение водоемов. Негативно сказывается на них также шумовое и механическое воздействие.
Авиационный транспорт. Это единственный вид транспорта, охватывающий перевозками почти все районы страны. Но из-за дороговизны объем перевозимых им грузов невелик. Самолетами доставляют грузы в труднодоступные районы, перевозят особо ценную или скоропортящуюся продукцию.
Главная специализация воздушного транспорта — перевозка пассажиров на дальние расстояния.
В стране действует более 300 аэропортов, 68 из них имеют международный статус. Основная проблема авиационного транспорта — старый парк самолетов. Значительная часть из них (более 50%) эксплуатируется свыше 15 лет.
Авиационный транспорт сильно воздействует на атмосферу. За один час современный самолет сжигает около 15 т топлива, потребляя при этом 625 т воздуха и выбрасывая 66 т продуктов горения. Последние сохраняются в атмосфере 2 года. Кроме того, вокруг аэропортов возникают большие зоны шумового загрязнения.
Трубопроводный транспорт. По объему выполняемой работы он уже превзошел железнодорожный. Строить трубопроводы в 3—5 раз быстрее и дешевле, чем железные дороги. По трубопроводам транспортируется почти вся нефть, природный газ, многие продукты нефтепереработки.

? Вспомните особенности географии нефте- и газодобычи в России.

Однако трубопроводная сеть страны сильно изношена (на 50%), поэтому в России ежегодно происходит несколько сотен разрывов трубопроводов. Это влечет за собой сильное загрязнение природы, гибель животных, а нередко и людей.

                                                          Вопросы и задания

1.    В чем особенности морского транспорта?
2.    Какой морской бассейн занимает первое место по грузообороту в России? Назовите его порты.
3.    Расскажите об отрицательных и положительных чертах авиационного транспорта.

§ 34. Связь. Сфера обслуживания

Связь — отрасль хозяйства, обеспечивающая прием и передачу информации.

Связь бывает двух видов. Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой различных почтовых отправлений (писем, посылок и т. д.). По уровню ее развития Россия не уступает развитым странам Европы (Франции, Швеции, Германии). На каждые 10 тыс. жителей приходится 3 предприятия связи. Электрическая связь включает телефонную, видеотелефонную, телеграфную и космическую, радио- и телевизионное вещание, электронную почту. Этот вид связи в России развит недостаточно. Например, по числу абонентов мобильной связи Россия не уступает развитым странам мира (табл. 38). Но обеспеченность стационарными телефонами недостаточна.
Значительны различия в обеспеченности населения стационарными телефонами в разных районах России. Лучше всего телефонизированы города и села Центральной России: 28 телефонных аппаратов на 100 семей. Самые низкие показатели в Восточной Сибири — 18 аппаратов на 100 семей. Среди регионов России наиболее высок уровень телефонизации в Москве. Здесь практически каждая семья имеет стационарный телефон. Наименее телефонизированы Дагестан и Ингушетия, где телефоном обладает лишь каждая десятая семья.
Число пользователей мобильной связью и мировой компьютерной сетью Интернетв стране быстро растет. Количество пользователей мобильной сотовой связи превзошло число жителей страны и продолжает увеличиваться. Интернетом пользуется каждый шестой россиянин. Лидер в этой области — Москва.
Число абонентов сотовых сетей
Трансроссийская система

В России создана и развивается Единая автоматизированная система связи. Она объединяет все сети связи, передающие информацию с помощью электросигналов. Важным этапом на пути интеграции России в мировую систему связи стала прокладка трансроссийской волоконно-оптической линии протяженностью 18 тыс. км. Она позволила соединить Россию с системами связи Европы и Японии (рис. 68).

Сфера обслуживания. Сфера обслуживания — одна из важнейших сфер современного хозяйства, определяющих качество жизни населения. Она имеет сложный состав. Предприятия сферы обслуживания сконцентрированы главным образом в городах. Это вполне объяснимо, так как именно там сосредоточена основная часть жителей страны — потребителей услуг. Эта географическая особенность сферы обслуживания порождает гигантское неравенство в обслуживании сельского и городского населения. Оно усугубляется хронической российской проблемой — бездорожьем. В результате многие россияне оказываются практически отрезанными от учреждений сферы услуг (парикмахерских, химчисток, ремонтных ателье и пр.).
Важная отрасль сферы обслуживания — жилищно-комму- нальное хозяйство. Потребность в благоустроенном жилье — одна из главных человеческих потребностей. К сожалению, как и по большинству других параметров качества жизни людей, по обеспеченности жильем Россия очень сильно отстает от многих стран мира.
Во-первых, недостаточен сам жилой фонд страны. Его суммарная площадь довольно велика и составляет более 3000 млн м2. Тем не менее 40 млн человек нуждаются в жилье. Это почти 2/3 населения страны. В ближайшие годы ликвидировать эту проблему не удастся. Одни из главных характеристик жилья — его возраст и степень износа. Изношенность жилого фонда в стране приближается к 60%. Такое жилье относится к категории ветхого. Уже сейчас 1/4 часть жилых домов исчерпала сроки своей эксплуатации. Их нужно сносить, поскольку жить в них опасно.
Во-вторых, низка обеспеченность жильем отдельно взятого жителя России. На одного человека в среднем приходится 21м2 общей площади. В развитых странах эта величина в 2—3 раза больше. В России этот показатель примерно одинаков и для городов, и для сельской местности. Не очень сильно он меняется и по районам России. Наиболее высокий уровень имеет Централь- но-Черноземный район — 22 м2. А самый низкий — Восточная Сибирь — чуть более 19м2.

Обеспеченность жильем граждан

В-третьих, в России много неблагоустроенного жилья. Даже в городских поселениях зачастую отсутствуют элементарные удобства: в 12 российских городах до сих пор нет водопровода, а в 33 городах — канализации. На селе же более 70% всех жилищ не имеют инженерных коммуникаций.

Рекреационное хозяйство. Его главная задача — обеспечение отдыха людей. Для этого создана сеть специальных оздоровительных учреждений, баз отдыха, развиваются различные формы туризма. В России насчитывается около 4,5 тыс. учреждений отдыха.
Разнообразие рельефа, климата и природных зон, рек и озер, источников минеральных вод и лечебных грязей, исторических и культурных памятников создает в России условия для удовлетворения самых разнообразных запросов.
Рекреация в России

Большая часть учреждений рекреации размещается в европейской части страны. В стране сформировались крупные сана- торно-курортные и рекреационные районы (рис. 69). Они включают дома отдыха и санатории, турбазы и лагеря детского отдыха, предприятия торговли и общественного питания, спортивные и культурные учреждения, развитую транспортную сеть.

Выделяют районы, образовавшиеся: 1) на основе природных ресурсов и условий; 2) вокруг крупных городов; 3) вокруг ценных культурно-исторических объектов. Многие территории — давние районы рекреации (Минеральные Воды, Сочи и др.). Создаются и новые. Специализация рекреационных районов может быть разной: санаторной, курортной, туристической.

                                                                   Вопросы и задания

1.    На картосхеме (рис, 69) найдите рекреационные районы и центры, различающиеся по причинам возникновения и стадии развития.
2.    Составьте классификацию услуг, оказываемых в вашем населенном пункте. Оцените уровень его обслуживания.

                                                                 Внимание! Проблема!

1.    В сельской местности почти 60% населенных пунктов вообще не имеют стационарной телефонной связи.
2.    По обеспечению своих граждан жильем Россия уступает не только развитым странам Запада и государствам Восточной Европы, но и многим странам нового зарубежья. Сейчас в России ежегодно вводится в эксплуатацию в 8 раз меньше жилья, чем в 80-е гг. прошлого века. Кроме того, цены на него настолько высоки, что новое жилье стало недоступным для большинства жителей страны. Таким образом, ситуация с обеспечением жильем в стране ухудшается. Соответственно увеличивается разрыв между Российской Федерацией и развитыми странами по этому важнейшему показателю жизни.
3.    Разница растет и по таким важным критериям жилья, как средний размер квартиры и количество комнат на каждого жителя. Последнему показателю в мировой практике придается особое значение. Он характеризует не только уровень материального благополучия, но и уровень психологического комфорта. Для определения оптимального числа комнат в жилище учеными рекомендована нехитрая формула: N + 1, где N — количество членов семьи. Проще говоря, по мировым стандартам каждый член семьи должен иметь свою комнату.

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. — 17-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. — 285 с.: ил., карт.

Добавить комментарий