Центральная Россия

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. — 17-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. — 285 с.: ил., карт.

§ 37. Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.
Центральная Россия — это огромный межрайонный комплекс в составе нескольких районов. Традиционно Центральной Россией считали территорию, тяготеющую к Москве, на которой сформировалось Московское, а затем Русское государство (в границах уже известных вам Центрального, Центрально-Черноземного и Волго-Вятского районов).
Центральная Россия
Но к ней можно отнести также и Северо-Западный район. С середины XVI в. в этих границах оформилось Русское государство (рис. 73).
В данной главе мы первоначально познакомимся с общими географическими особенностямиЦентральной России, а затем с ее узловыми районами.
На формирование Центральной России оказали воздействие прежде всего ЭГП и особенности исторического развития (см. рис. 73). Территория, расположенная в долинах и на водоразделах Волги, Днепра, Оки и Западной Двины, имела выгодное положение уже в период становления Русского государства. По рекам осуществлялись связи с окраинами и соседними странами.
Напомним, что междуречье Оки и Волги находилось в наибольшей безопасности от внешних нашествий (удачное военно- стратегическое положение). Это повлияло на быстрое хозяйственное освоение и заселение территории будущего Центрального района и на политическую роль его главного города — Москвы как «собирательницы земли Русской». В свою очередь, наличие столицы на территории района на протяжении нескольких веков способствовало росту его экономики.
Территория Северо-Запада в течение многих веков имела исключительно выгодное транспортно-географическое положение. Само возникновение и расцвет Господина Великого Новгорода (XIV—XV вв.) связано с выгодами его положения на древнем торговом пути «из варяг в греки».
Санкт-Петербург, созданный непосредственно на стыке морских и внутренних водных путей, в течение двух веков был столицей России. Своеобразное транспортно-географическое положение Нижнего Новгорода в месте слияния Оки с Волгой определило его важное торговое и транспортное значение (здесь проводились всероссийские ярмарки). На юге наряду с древними городами создавались города-крепости для защиты от набегов кочевников. Центральная Россия имела своеобразное соседское положение.
? Вспомните, какую часть Русской равнины занимает Центральная Россия. Каков ее рельеф? Назовите водораздельные возвышенности, с которых начинаются реки, впадающие в Балтийское, Черное, Каспийское, Белое и Баренцево моря.
Расширение площади государства привело к появлению отраслей, обслуживающих окружающие территории, ставшие его сырьевыми придатками.
Навыки населения в разных промыслах и ремеслах, сложившихся на обслуживании внутренней торговли по рекам, улучшение транспортных связей с другими частями страны, особенно строительство железных дорог, вызвали быстрое промышленное развитие этого района.
Транспортными магистралями Центральная Россия связана с основными внешнеторговыми портами Балтийского и Черного морей, приграничными железнодорожными узлами.
В советский период преимущества экономико-географическо- го положения Центральной России, ее столичное положение определили новую роль района как главной базы индустриализации Советского Союза (рис. 74). Здесь разрабатывались научные основы новых технологий, создавались новые производства, которые затем распространялись по всей стране.
Особенности экономико-географического положения Центральной России
Это связано с большим числом научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций в Москве и Санкт-Петербурге.
В экономике Центральной России получили развитие многие виды транспорта. Занимая центральное положение относительно Украины, Прибалтики, Белоруссии, Урала, Европейского Севера, она объединяла их благодаря развитым транспортным системам.
Очень своеобразно геополитическое положение оторванной от основной территории России Калининградской области.
Центральная Россия не богата природными ресурсами. Бурый уголь (Подмосковный бассейн), торф, строительные материалы (известняки, глины, пески), фосфориты, бокситы, соль начали активно использовать только в советское время. Однако они лишь частично удовлетворяют потребности районов.
Важное природное богатство Центральной России — железная руда Курской магнитной аномалии. Она позволила создать собственную металлургическую базу.
Водные ресурсы по сравнению с потребностью хозяйства невелики. Созданы каналы и водопроводы для снабжения водой Московского промышленного узла.
На севере района сохранились леса. Они используются в промышленности. В срединной и южной частях Центральной России леса имеют водоохранное и санитарное значение.
Равнинная поверхность удобна для сельского хозяйства. Умеренно континентальный климат с достаточным увлажнением позволяет при правильной агротехнике получать хорошие урожаи зерновых, льна и картофеля.
Центральная Россия имеет большие земельные ресурсы. (Нуждаются ли они в мелиорации и в каких частях?)
Развитие городов, насыщенность промышленностью требуют усиления мер по охране природы, а относительная бедность естественными ресурсами — их рационального использования, ограничения энергоемких и материалоемких производств.
                                                           Вопросы и задания

1.    Чем отличается ЭГП районов Центральной России?

2.    По карте атласа уточните транспортные пути Центральной России, идущие к границам.

 § 38. Население и главные черты хозяйства
Центральная Россия — территория, где сформировался русский народ. И сейчас русских здесь большинство. Лишь на востоке в республиках Волго-Вятского района живут марийцы, чуваши, мордва.
В Центральной России резко преобладает городское население. В настоящее время здесь около 600 городских поселений, в том числе более 300 городов.
Важнейшее место среди городов занимают города-миллионеры: Москва и Нижний Новгород. Вокруг них формируются городские агломерации.
В Центральной России более 40 древних городов, среди них Муром, Ростов, Тверь, Торжок, Углич, Дмитров, Тула, Брянск, Курск, Смоленск, Ярославль, Суздаль, Рязань, Курск, Владимир, Москва (1147 г.). Позднее возникли Нижний Новгород, города-крепости на юге Центральной России (Орел, Воронеж, Белгород).
Большое число городов возникло в Центральной России из бывших фабричных сел (Иваново, Орехово-Зуево).
Много городов создано в советское время. Это центры промышленности (Электросталь, Железногорск, Новомосковск) и науки (Дубна, Обнинск, Троицк, Протвино, Пушкино), центры военной науки и оборонной промышленности в Подмосковье, в Нижегородской области (например, Саров, ранее Арзамас-16).
Чрезвычайно сложны проблемы дальнейшего развития наиболее крупных городов. Они могут решаться лишь совместно с проблемами систем городских поселений, образующих агломерации, и окружающих их районов.
В наши дни особое значение приобретает возрождение малых городов как центров культуры, образования, рекреации, туризма, а также перерабатывающих предприятий АПК. Это позволит улучшить жизнь российской глубинки.
Сельское расселение имеет свои географические особенности. В северных частях Центральной России селения небольшие, на юге — крупные села.
Ранее преобладала миграция сельского населения из Центральной России. Теперь в сельской местности ощущается недостаток трудовых ресурсов. Начались процессы переселения части жителей зоны Севера в нечерноземные области Центральной России, формирования фермерских хозяйств. Характерен также приток рабочих-мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья.
В Центральной России сосредоточены высококвалифицированные кадры, в значительной мере определяющие ее специализацию. Здесь работает 40% инженеров и ученых высшей квалификации страны. Особенно выделяется Москва, где сосредоточены институты Академии наук, других академий, многочисленные отраслевые институты, проектно-конструкторские организации. Многие научные учреждения после начала реформ оказались в сложном положении. Это привело к сокращению числа научных работников, их эмиграции.
В Центральной России несколько сотен высших учебных заведений, которые готовят кадры всех специальностей.
Главные черты современного хозяйства Центральной России складывались под влиянием ряда факторов: 1) роли ее районов как главных научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны; 2) старопромышленного характера их экономики; 3) наличия высококвалифицированных кадров; 4) выгодного экономико-географического положения, в том числе столичного; 5) благоприятных транспортных связей; 6) использования преимущественно привозного сырья и энергии; 7) формирования собственной металлургической базы на основе железных руд КМА; 8) оборонной промышленности Москвы и городов Центральной России, защищенной мощной противоракетной техникой.
В связи с этим Центральная Россия специализировалась на наукоемком машиностроении и в меньшей мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (химической, металлургической, лесной промышленности). Произошло сокращение производств в исторически сложившейся здесь легкой (текстильной) промышленности (рис. 75).
Особое место в регионе занимают наука и научно-техническое обслуживание, а также управление, высшее образование, культура и искусство, туристско-экскурсионная деятельность.
Для обеспечения экономики Центральной России и ее городов сырьем и топливом создан мощный транспортный комплекс. Основу его составляет железнодорожный транспорт.
Одиннадцать радиусов железных дорог, отходящих от Москвы, разветвляясь, образуют на границах Центральной России около 25 железнодорожных выходов.
Центральная Россия
Они соединены полукольцевыми и кольцевыми линиями.
 По карте атласа уточните главные направления железных дорог.
Автомобильная сеть Центральной России в значительной степени напоминает конфигурацию железнодорожной. Возросли межгосударственные и межобластные перевозки грузов автотранспортом. Велико значение трубопроводного и водного транспорта. Канал им. Москвы и Ока соединяют Москву с Единой глубоководной системой. Начинается активное использование судов типа «река—море».
Москва — крупнейший в стране авиационный узел (4 аэропорта). Намечается реконструкция и развитие новых автомагистралей и аэропортов.
В Центральной России, где много старинных городов, многочисленных памятников архитектуры, истории и культуры, начинает формироваться новая важная отрасль — туристско-экскурсионная. Большое значение для крупных городов приобретают санаторно-рекреационные районы.
Во всех городах региона все большее место занимает финансовая сфера, а в крупнейших из них — управление, наука и высшее образование.
                                                                     Вопросы и задания

1.    Территориальная структура Центральной России имеет радиально- кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались промышленные узлы. По карте (рис. 75) определите специализацию этих узлов.

2.    Какие сельскохозяйственные районы образовались на территории Центральной России?

 § 39. Районы Центральной России.
      Москва и Московский столичный регион
Столица России — Москва — крупнейший промышленно- транспортный узел, центр науки и культуры.
Возникший в XII в. (первое упоминание в летописи — 1147 г.) как небольшая крепость на окраине Владимиро-Суздальской Руси, город Москва уже через столетие претендует на роль общерусского центра, а затем и столицы России. Почему это произошло? Какие факторы определили стремительный рост города, его роль среди центров русских княжеств?
Первый из них — географическое положение. Чрезвычайно удачным было «микро»- и «мезоположение» Москвы, особенно транспортно-географическое. Москва была связана водными путями с бассейнами рек Оки и Волги. Сама река Москва, на которой возник город, — левый приток Оки. Ее собственные притоки через волоки соединялись с Клязьмой, текущей во Владими- ро-Суздальскую землю (р. Яуза, впадающая в Москву в черте города), с Волгой и реками бассейна Днепра. Водные пути дополнялись пересекающимися в районе Москвы сухопутными дорогами.
Центральным было положение Москвы на «макроуровне» по отношению к великокняжескому Владимиру, крупным центрам княжеств — Рязани, Твери, Ростову, а также более отдаленным центрам — Киеву, Великому Новгороду, Булгару (на Волге).
По картосхеме (рис. 73) уточните это.
Центральным было положение Москвы и по отношению к потокам переселенцев-славян, уходивших с юга, северо-запада, востока в относительно безопасный район междуречья Оки и Волги. Это привело к развитию ремесел и торговли в малопригодном для сельского хозяйства лесном районе. Именно здесь постепенно сформировалось ядро русского народа.
Соборы Московского Кремля
Старый Арбат
Второй важный фактор — исторический — был связан с ослаблением конкурентов Москвы, особенно Твери, в результате нашествия татаро-монголов. Затем после усиления Москвы она сама подавляет и завоевывает конкурентов (Великий Новгород, Казань, Смоленск).
Третий фактор — превращение Москвы в центр Русской православной церкви, что резко усилило воздействие Москвы на многие русские земли.
Как и все старинные города-крепости, Москва имеет радиально-кольцевую структуру. Растущую Москву опоясывали все новые и новые кольца: крепостные каменные стены Кремля, Китай-города, Белого города. Дальше от центра их сменяли земляные валы и рвы. От Кремля радиусами расходились дороги, связывающие Москву с окружающими ее городами. Эта структура сохранилась и до наших дней. Только теперь на месте кольцевых стен и валов проходят широкие улицы.
Город в течение многих веков отодвигал свои границы. Его площадь увеличилась в 5 раз. На юго-западе он включает Теплостпанскую возвышенность, на северо-западе в границы города заходят отроги Клинско-Дмитровской гряды, а на востоке — Мещерская низменность с лесными массивами.
Границей современной Москвы еще недавно была кольцевая автомагистраль протяженностью 107 км (МКАД). В настоящее время город вышел за ее пределы.
Радиально-кольцевая структура Москвы повторяется в особенностях территориальной структуры хозяйства и расселения, опорного каркаса Центрального района.
Вдоль радиусов — сгустков транспортных путей — концентрируется население. В местах пересечения радиусов кольцевыми трассами формировались экономические центры. Характер заселения территории, его плотность четко меняются в кольцевых зонах на разных расстояниях от Москвы.
Москву можно рассматривать на нескольких территориальных уровнях: а) во-первых, Москва в административных границах, проходящих по МКАД с отдельными участками, вышедшими за ее пределы; б) Москва в реальных границах, находящихся в 10—15 км от МКАД, — большая или фактическая Москва, включающая десятки городов и поселков ближайшего пригорода, сросшихся со столицей; в) пригородная зона с городами Московской агломерации и границей, расположенной в 70—80 км от МКАД, единая экономическая и рекреационная зона, где концентрируются основные дачные и садовые участки москвичей, система пансионатов и домов отдыха (второе внешнее кольцо); г) Московский столичный регион, включающий в себя всю Московскую область и ряд районов и городов других областей (третье кольцо) (рис. 78).
Итак, в Московском узловом районе на протяжении веков сохраняются центр и главные направления радиусов развития, его транспортных связей.
Население Москвы уже к концу XIV в. насчитывало более 30 тыс. чел. По данным первой Российской переписи (1897 г.), число жителей Москвы превышало 1 млн. Перед Первой мировой войной в Москве проживало 1,6 млн чел. После Второй мировой и Гражданской войн население уменьшилось. Дальнейший рост числа жителей был связан с индустриализацией и включением в границы города новых территорий (рис. 79). К 1959 г. население Москвы превысило 6 млн чел., в 1979 г. — 7,8 млн чел., в 2007 г. — 10,4 млн чел.
Для Москвы характерно также, что ее дневное население значительно превышает ночное. Более 700 тыс. чел. ежедневно приезжают в Москву на работу.
Около 200 тыс. москвичей работают в Подмосковье. Много жителей Подмосковья приезжают в Москву по хозяйственным нуждам.
Москва и Подмосковье
Москва и Московский столичный регион
В последние годы к ним добавляются люди, прибывшие в Москву в качестве беженцев и вынужденных переселенцев, а также жители других стран, приехавшие в поисках работы. Все это осложняет жизнь в городе и усиливает криминогенную обстановку.
С 1990 г. число постоянных жителей в городе сокращалось ежегодно на 50—60 тыс. чел., что связано главным образом с резким уменьшением рождаемости и ростом смертности. С другой стороны, в Москве проживает более 0,5 млн чел. без определенного места жительста. Кроме того, в Москву прибывает много туристов, гостей, командированных, бизнесменов, транзитных пассажиров, что составляет более 600 тыс. чел. Численность немосквичей в Москве в зимний период составляет 1,8—2 млн чел., а летом она возрастает до 2,5—3 млн.
Поэтому при официальном росте числа жителей до 10,4 млн чел. фактически реальная численность дневного населения составляет от 12 до 13 млн чел.
В Москве и Московской агломерации городов сформировался научный, промышленно-транспортный узел. За время советской власти изменилась отраслевая и территориальная структура его экономики. Вместо преобладавших в «ситцевой» Москве легкой и пищевой промышленности ведущим стало машиностроение, в том числе оборонное.
В машиностроении столицы особая роль принадлежит аэрокосмическому комплексу, производству электротехнического оборудования, а также электронике, микроэлектронике и нано- технологиям, развивающимися в Зеленограде, который является одним из округов Москвы.
Заметную роль в промышленности города играют предприятия пищевой промышленности и полиграфии. Последние представлены типографиями, выпускающими более половины газет и книг, издаваемых в России. Типографии концентрируются в центре города.
Особую роль в Москве играет финансовая сфера, в которой сосредоточено 70% банковского капитала страны и формируется более 30% российского бюджета, а также торговля.
В последние годы производство промышленной продукции на большинстве предприятий города резко сократилось. Многие предприятия, например автомобильные заводы, практически прекратили работу.
Доля занятых в промышленности сократилась в связи с созданием малых предприятий, в основном в сфере услуг (1,2 млн занятых). По новому плану развития Москвы до 2020 г. произойдут значительные изменения в отраслевой структуре хозяйства города за счет роста научно-информационного, финансового секторов и сферы услуг.
В начале общей части курса вы познакомились с понятием «валовой внутренний продукт» (ВВП). Объем ВВП свидетельствует об экономической мощи страны. При оценке экономики регионов и крупнейших городов используется обобщающий показатель их экономической деятельности — валовой региональный продукт (ВРП). ВРП не включает добавленную стоимость нерыночных услуг, оказываемых обществу, стране в целом и государственным учреждениям (оборона, государственное управление и т. д.). Доля ВРП Москвы в общероссийском показателе ВРП — 26%, в то время как ее доля в промышленности — всего около 5%.
? Посмотрите на рис. 80. Сравните долю промышленности, строительства и транспорта в ВРП Москвы и Московской области. Объясните причину выявленных различий. Оцените масштабы непроизводственной сферы Москвы и Московской области.
Отраслевая структура


Пользуясь рисунком 79 Б, оцените уровень экологической комфортности ^ проживания в разных частях Москвы.

Ранее главными загрязнителями воздуха и воды в Москве были химическая и металлургическая промышленность; в настоящее время крупные загрязнители воздуха — нефтеперерабатывающий завод на юге Москвы и московские ТЭЦ, а крупнейший — автомобильный транспорт.
В Москве с 1935 г. действует «чистый» вид транспорта — метрополитен. Направление его линий отражает радиально-кольце- вую структуру Москвы. Роль его в городе велика. Он перевозит более 40% москвичей.
? Как изменения в экономике Москвы отражаются на экологической ситуации и комфортности проживания населения в разных частях города?
По новому Генеральному плану в Москве предусматривается увеличить протяженность скоростного внеуличного транспорта: мини-метро, «экспресс»-метро с повышенной скоростью, а также развивать новые виды транспорта, например монорельсовый. Намечается широкое использование железных дорог в черте города, в том числе кольцевой (построенной еще в 1908 г.). Москва — крупнейший транспортный узел России.
Кратко охарактеризуйте особенности Московского транспортного узла. В бассейны каких рек и морей могут пройти суда из Москвы?
Средневековая радиально-кольцевая структура планировки является типичной для Москвы. Ранее при постоянном удлинении транспортных радиусов внутри города использовались только два кольца — Садовое и отчасти Бульварное, а также Московская кольцевая автодорога (МКАД). Теперь построено третье кольцо и завершается строительство четвертого. Но транспортные кольца внутри города не могут решить чрезвычайно сложную проблему растущего потока автомобилей. Два раза в сутки, утром и вечером, возникают транспортные пробки на пересечении радиусов с другими улицами и в центре города, где расположено большинство учреждений.
Уже давно было предложено решить проблему пробок путем строительства скоростных магистралей, соединяющих окраины города, минуя центр.
Москва не только важнейший торгово-финансовый центр страны. Здесь находится Российская академия наук и целый ряд отраслевых академий, множество научно-исследовательских институтов. В Москве много вузов, в том числе университетов и учебных академий. Москва — это и центр русской культуры. Здесь расположены знаменитые театры, концертные залы, музеи. Своими культурно-историческими памятниками и неповторимым обликом Москва привлекает туристов из всех районов страны и многих зарубежных стран.
В соответствии с Генеральным планом развития Москвы начаты работы по созданию нового облика города. Они связаны, прежде всего, с ликвидацией огромных промышленных зон в центре Москвы. На месте старых кварталов создаются новые центры культуры, научно-производственные комплексы. Так, на стрелке реки Москвы и Обводного канала создается уникальный культурный центр Красный Холм. Началось создание огромной системы высотных зданий делового центра — московского «Сити», намечается строительство большого числа новых гостиниц.
Более тысячи старинных усадеб, множество монастырей, памятников истории и культуры находятся в Подмосковье. От Москвы начинается «Золотое кольцо» России — туристские маршруты через старинные русские города. Географически они охватывают северо-восток Центральной России. От Москвы через Сергиев Посад (с основанной еще в XIV в. Сергием Радонежским Троице-Сергиевой лаврой) маршрут проходит через Пере- славль-Залесский (на Плещеевом озере Петр I заложил потешную флотилию, ставшую родоначальницей российского флота), Ростов, Ярославль, Кострому. Затем через Иваново, Суздаль и Владимир туристы возвращаются в Москву.
В Московской области — 80 городов, из них 20 имеют население более 100 тыс. жителей. Городское население области в 2007 г. превысило 5300 тыс. чел., что составляет около 80% общего населения области.
В пригородной зоне на транспортных радиусах расположены города — крупные научно-производственные центры: Жуковс- кий, где находится Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Подольск, Электросталь, Троицк, Истра.
? На рис. 79 В найдите крупные города, образующие кольцо вокруг Москвы, — Балашиху, Химки, Королев, Дзержинский и Люберцы. Пользуясь рис. 79 Г, определите их специализацию. Чем известен город Королев? В честь кого он назван?
Близ границы области расположены древние города. На юге, при впадении реки Москвы в Оку, лежит Коломна — промышленный (производство тепловозов), научный и транспортный центр с древним кремлем. Серпухов, также лежащий на Оке, — научно-производственный центр. В городе сохранились остатки кремля. Близ города находится Приокско-Террасный биосферный заповедник. На севере области расположен город Дмитров, как и Москва, основанный Юрием Долгоруким. Это центр промышленности и культуры, порт на канале им. Москвы.
Пользуясь рисунком 78, выясните, где в основном находятся историкокультурные памятники и охраняемые территории Подмосковья.
Сергиев Посад — центр Русской православной церкви, исто- рико-культурный и промышленный центр. В городе сохранились художественные народные промыслы, например изготовление игрушек.
На транспортной полимагистрали, ведущей в Санкт-Петербург, расположен Клин, где находится Дом-музей великого композитора П. И. Чайковского.
На востоке Московской области находится промышленная зона с текстильными, химическими и машиностроительными производствами.
                                                             Вопросы и задания

1.  Какие особенности географического положения Москвы сыграли важнейшую роль в ее развитии?

2.  В современно]I экономической и социальной географии используется новое понятие — «глобальные (мировые) города». В этих городах сосредоточены огромные финансовые ресу рсы, развита сфера информационных услуг, находятся штаб-квартиры транснациональных корпораций, вокруг них быстро растут городские агломерации. Глобальные города — мощные узлы транспортно-телекоммуникацион- ных систем международного значения, в них концентрируются важнейшие политические, культурные и научно-образовательные функции. Подумайте, можно ли отнести Москву к глобальным городам. Покажите свое утверждение.

                                                           Внимание! Проблема!
Большая часть населения Москвы в настоящее время проживает в районах, примыкающих к ее окраинам (85%), с другой стороны, основная масса рабочих мест находится в центральных частях города. Происходит суточная маятнико- вал миграция населения к центру и от центра. Она дополняется суточными маятниковыми миграциями жителей Подмосковья, работающих в Москве, и москвичей, работающих в ближнем Подмосковье. В выходные дни суточные маятниковые миграции заменяются (особенно летом) потоками москвичей, выезжающих на дачные участки и на отдых в Подмосковье (табл. 41).
Население в пределах Москвы
 § 40. Географические особенности областей
                                Центрального района
Московскую область окружает одиннадцать областей, образующих Центральный район.
По географическим особенностям эти области можно объединить в четыре подрайона: Северо-Западный (Смоленская и часть Тверской), Северо-Восточный {Ярославская и Костромская), Восточный (Владимирская и Ивановская) и Южный (Брянская, Калужская, Орловская, Тульская и Рязанская).
Особенности развития Северо-Западного подрайона определяются его географическим положением. Во-первых, положением на верхней Волге и верхнем Днепре, где создавались центры будущих областей (Тверь, Смоленск). Во-вторых, пересечением рек и сухопутных трактов, на месте которых в дальнейшем сформировались железные дороги, связавшие Москву с Санкт-Петербургом (через Тверь) и Западной Европой (через Смоленск).
В-третьих, положением к западу от Москвы, что исторически определило роль городов-крепостей (особенно Смоленска) как защитников Москвы и России от нападений врагов с Запада.
По картам атласа выясните, какие транспортные пути проходят через территорию подрайона.
Особенности природы подрайона предопределили как специализацию сельского хозяйства, так и развитие туристической сферы (оз. Селигер). Развитию рекреационных услуг способствует и большое число интересных историко-культурных, в том числе архитектурных, памятников, музеев. Туристические маршруты связаны с именами А. С. Пушкина, М. И. Глинки, Н. М. Пржевальского.
Древний Смоленск располагается на живописных холмистых берегах Днепра. Издавна он был центром торговли и ремесел, а также военной крепостью, поэтому в ряду историко-культурных и архитектурных памятников города особое место занимает кремль. Современный Смоленск — один из красивейших городов России, промышленный узел с машиностроением (электроэнергетикой, приборостроением, авиационной промышленностью), текстильной и трикотажной промышленностью. Среди предприятий города есть уникальное гранильное производство (огранка алмазов). Смоленск — важный центрвузовского образования.
Город Тверь — порт на притоке Волги р. Тверце. Через Тверь проходит мощная полимагистраль, связывающая Москву с Санкт-Петербургом. Это центр машиностроения (производство пассажирских железнодорожных вагонов), легкой промышленности; в городе расположен крупный полиграфический комбинат, печатающий учебники.
Пользуясь таблицей 42, определите время основания и число жителей областных центров. По картам атласа уточните, где в подрайоне действуют атомные электростанции (АЭС). Какова специализация сельского хозяйства подрайона?
Современные и исторические особенности географического положения Северо-Восточного подрайона связаны с Волгой. Развитие крупнейшего города подрайона — Ярославля — определялось изменением его транспортно-географического положения. В XVII в. город оказался на перекрестке Волжского торгово-транспортного пути от Москвы на Север, к Архангельску. Это дало толчок развитию торговли, ремесел, а затем и текстильной промышленности.
Центры областей Центрального района
В настоящее время Ярославль — многофункциональный город. В нем был создан один из первых автомобильных заводов страны (теперь это моторный завод), к которому «потянулась» цепочка обслуживающих его предприятий химической промышленности (производство каучука, шин, лаков, эмалей). К ним добавилась нефтеперегонная промышленность.
Ярославль — важный историко-культурный центр, входящий в «Золотое кольцо» России. В конце XVIII в. здесь был создан первый в России профессиональный театр (Ф. Волкова), работающий до сих пор.
Кострома — древний город, центр текстильной промышленности. В Костроме сохраняется старинная застройка городского центра. В Ипатьевском монастыре Костромы Михаилу Романову было объявлено об избрании его царем. Близ города расположена одна из крупнейших в России тепловых электростанций.
Восточный подрайон в междуречье рек Волги и Клязьмы (притока Оки) — район раннего заселения. Владимир — крупный промышленный центр, а прежде — столица Владимиро- Суздальского княжества — знаменит своими белокаменными соборами, внесенными в Список всемирного культурного наследия.
Ивановская область — наиболее густозаселенная в Центральном районе. Иваново и окружающие его города — «текстильный цех» России — в настоящее время находятся в кризисе. В области сохранились народные промыслы — лаковая миниатюра (Палех, Холуй) и производство гармоней (Шуя).
Южный подрайон располагается в основном в бассейне р. Оки, которая в XV—XVI вв. была оборонительным рубежом Московской Руси. Здесь была создана большая засечная линия (черта) от калужских городов на западе до Рязани и Нижнего Новгорода на востоке. Центром этой оборонительной системы стала Тула, где была сооружена мощная крепость. Во время Великой Отечественной войны Тула также сыграла роль крепости на пути фашистских войск к Москве.
По картам атласа уточните особенности транспортного положения областных центров Южного подрайона.
Сравните сельскохозяйственную специализацию подрайонов Центрального района.
Тула известна своей железоделательной, а также металлургической промышленностью, производством оружия. В наши дни это важный центр ВПК. Близ Тулы находится Музей-усадьба великого русского писателя Л. Н. Толстого Ясная Поляна.
Калуга — центр радиоэлектроники, транспортного машиностроения и приборостроения. В городе находятся музей космонавтики и Дом-музей К. Э. Циолковского, создается крупный автомобильный завод.
Орел — центр сталепроката и машиностроения. В Орловской области находится усадьба русского писателя И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново.
Древняя Рязань — один из крупнейших городов подрайона, центр радиоэлектроники, станкостроения, нефтепереработки; близ города расположена мощная ТЭС.
Брянск — крупнейший после Москвы транспортный узел района — является центром транспортного машиностроения. В брянских лесах во время Великой Отечественной войны располагался партизанский край.
                                                   Вопросы и задания

1.    Охарактеризуйте особенности подрайонов Центрального района.

2.    Перечислите перспективы развития района.
3.    Какие видные деятели культуры, науки жили и работали в Центральном районе?
4.    Подготовьте сообщение об одном из городов Центрального района.

                                                   Внимание! Проблема!
Перспективы развития Центрального района связаны со многими факторами. Во-первых, с возрастающей ролью непроизводственной сферы, особенно финансовой, информационной, научно-образовательной, культуры, искусства, а также государственного управления. Во-вторых, с развитием наукоемкой, информационной промышленности, в том числе предприятий, выпускающих продукцию двойного назначения (военного и гражданского) в центрах ВПК. В-третьих, с дальнейшим развитием транспортно-телекоммуникационной инфраструктуры. В-четвертых, с сокращением ресурсо- и энергоемких производств, улучшением экологической обстановки, развитием рекреационной сферы, сохранением культурного и природного наследия. В-пятых, с сокращением промышленного производства в Москве и столичном регионе и переводом наиболее ценных производств в другие районы. В-шестых, с развитием интенсивного сельского хозяйства и переработки его продукции для населения района.
 § 41. Волго-Вятский и
             Центрально-Черноземный районы
Волго-Вятский район. Важный узловой район сформировался на востоке Центральной России вокруг города Нижний Новгород, основанного в 1221 г. как крепость в месте слияния Оки с Волгой.
Благодаря выгодному географическому положению он приобрел значение одного из крупнейших торговых центров России («карман России») после перевода в 1817 г. знаменитой Макарьевской ярмарки. Его промышленная и транспортная роль была связана с судоходством на Волге и Оке (судостроительная, мукомольная промышленность).
Население города за последние сто лет выросло в 15 раз (в 1897 г. — 95 тыс. человек, в 2007 г. — 1281 тыс. человек). Город имеет радиально-дуговую структуру и разделен Окой на две части — нагорную (административный центр, старинный кремль) и речную (крупные промышленные районы, территория ярмарки).
После образования федеральных округов Нижний Новгород стал центром Приволжского округа.
Современный Нижний Новгород — один из крупных центров машиностроения (70% промышленной продукции), в том числе оборонного. Город известен, прежде всего, автомобильной промышленностью (объединение «ГАЗ»), заводами по производству самолетов, дизелей, телевизоров. Главная судостроительная база Волжского пароходства — завод «Красное Сормово». Важнейшая проблема города связана с конверсией оборонного комплекса.
Население городов Волго-Вятского района
Выгоды ЭГП повлияли на дальнейшую концентрацию производств вокруг Нижнего Новгорода. Близ него созданы нефтеперерабатывающая промышленность (Кстово), химическая (Дзержинск), целлюлозно-бумажная (Балахна), ГЭС на Волге и ряд тепловых электростанций (рис. 81).
Оцените роль экономико-географического положения крупнейших городов Волго-Вятского района в их развитии.
К Нижнегородской области с юга полукольцом примыкают три республики: Чувашская, Марийская (Марий Эл) и Мордовекая.
В Чувашской Республике коренное население — чуваши — составляет около 70%. Столица — Чебоксары, вместе с новым промышленным центром Новочебоксарском (возникшим при строительстве Чебоксарской ГЭС) концентрируют основную промышленность: машиностроение, химическую, оборонную, текстильную и пищевую.
Промышленные узлы
 В чебоксарской агломерации проживает 600 тыс. человек — почти 45% населения республики. Республика Марий Эл расположена преимущественно на левом, покрытом лесом берегу реки Волги. Столица — Йошкар-Ола (бывший Царевококшайск и Краснококшайск) — основной промышленный центр с преобладанием машиностроения, в том числе оборонного, центр культуры и образования марийцев.
Столица Республики Мордовия — Саранск — центр точного машиностроения, приборостроения и светотехники.
Во всех трех республиках развито сельское хозяйство: земледелие (производство зерна, овощей, картофеля, технических культур: льна, конопли) и мясо-молочное животноводство, птицеводство.
Лесной северо-восток Нижегородской области соседствует с Кировской областью — важным регионом машиностроения, военного производства, лесоперерабатывающей промышленности.
В Волго-Вятском районе сохранились художественные промыслы — хохломская роспись, дымковская игрушка, изготовление ножей, деревянных изделий.
Главные направления развития района связаны, во-первых, с техническим перевооружением промышленности на основе новейших технологий и конверсии оборонных предприятий; во- вторых, с уменьшением загрязнения атмосферы в городах и решением проблемы загрязнения Волги; в-третьих, с развитием туризма на Волге, в исторических городах.
Центрально-Черноземный район (Черноземный центр) — южная часть Центральной России. Название района определяет его главное богатство. Не менее важное богатство района — ресурсы крупнейшей железорудной базы — Курской магнитной аномалии. Здесь созданы металлургические заводы — Новолипецкий и Старооскольский. В районе находятся крупные АЭС. (Найдите их на карте атласа.) С Черноземным центром связаны имена известных деятелей науки и культуры — географ П. П. Семенов-Тян-Шанский, писатель А. В. Кольцов, пианист К. Н. Игумнов.
Территориальная структура хозяйства и расселения Центрально-Черноземного района решетчатая, т. е. транспортные оси, идущие с севера на юг, пересекаются транспортными путями широтного протяжения.
Население городов Российского Черноморья
В местах их пересечения находятся крупные города и промышленные узлы: Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов (табл. 44). Территориальная структура хозяйства динамично менялась в связи с формированием ТПК на базе ресурсов Курской магнитной аномалии.
Крупнейший город на юге Центральной России и Российского Черноземья — Воронеж. Этот старинный русский город основан в XVI в. как крепость для защиты от нападения кочевников. До революции в городе преобладали мукомольная и маслобойная промышленность. Ныне Воронеж отличается разнообразным машиностроением. Здесь работают заводы: авиационный, сельскохозяйственных машин, радио- и электротехнической аппаратуры, оборудования для горнодобывающей, химической промышленности, производят синтетический каучук, лекарства. На левобережье р. Воронеж вырос новый промышленный район.
Важным опорным центром района становится Липецк, расположенный на берегу р. Воронеж. При Петре I здесь были построены металлургические заводы, производившие пушки для Азовской флотилии. И сегодня лицо Липецка определяет металлургия; здесь находится один из крупнейших в стране комбинатов полного цикла — Новолипецкий. Близ города создается центр информационно-технологического развития и производства бытовой техники.
В начале XIX в. в Липецке на базе местных минеральных источников был создан курорт, действующий и в настоящее время.
Курск — один из древнейших городов, крупный железнодорожный узел, центр машиностроения и химической промышленности. Известен не только курскими соловьями, но и Курской дугой, где произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны, в котором фашистские войска были разгромлены.
Белгород, расположенный на берегу р. Северский Донец, — узел железных и автомобильных дорог близ границы с Украиной. Через него проходила линия оборонительных укреплений — Белгородская Засечная черта — на Тамбов и далее в Поволжье. Современный Белгород — центр производства строительных материалов, энергетической и радиоэлектронной промышленности и проектных работ по освоению Курской магнитной аномалии.
                                                Вопросы и задания

1.    Центрально-Черноземный район — важная агропромышленная база России. Пользуясь картами атласа, подготовьте характеристику АПК района.

2.    В чем особенности производства стали на Старооскольском комбинате в сравнении с Новолипецким?
3.    Чем отличается территориальная структура Черноземного центра от структуры Центрального района?

§ 42. Северо-Западный район
Северо-Западный район — самый небольшой по территории в Российской Федерации (212 тыс. км2). Помимо Ленинградской, Псковской, Новгородской областей, включает российский полуанклав — Калининградскую область.
Современные интеграционные связи с Центральным (Московским) районом позволяют считать район частью межрайонного комплекса — Центральной России.
Выгодное ЭГП на Балтийском море и водных путях (путь «из варяг в греки») определило раннее заселение района, формирование Новгородской Руси, а в 1703 г. и основание новой столицы Санкт-Петербурга.
Выгоды ЭГП района одного города (каким был ранее Северо- Запад) возросли после создания каналов на месте волоков, а позднее — системы железных дорог.
В настоящее время ЭГП Северо-Западной России определяется наличием крупнейшего на Балтике Санкт-Петербургского российского порта и Калининградского порта.
Крупнейшие города Северо-Западного района
Северо-Запад, помимо границы с Финляндией, имеет теперь новые участки государственной границы с Эстонией и Латвией.
Территория района с морским ледниковым рельефом небогата полезными ископаемыми (сланцы, фосфориты, строительные материалы, торф).
Район обеспечен водными ресурсами (многоводные реки, 7 тыс. озер, в том числе Ладожское и Онежское) и лесными ресурсами.
Население района (8,5 млн человек) составляет 5% от числа жителей России.
В Северо-Западном районе преимущественно городское население (его доля самая высокая в России — 86%). В Санкт-Петербурге проживает 65% городского населения района. Среди городов много древних (Великий Новгород, Псков и др.).
Санкт-Петербург — самый северный из крупнейших городов мира. Построенный в устье Невы у Финского залива, на стыке морского и речного путей, Санкт-Петербург является вторым после Москвы промышленным и транспортным узлом, центром науки и культуры России (рис. 83).
Канал Санкт-Петербурга
Город раскинулся на побережье Финского залива, на островах дельты Невы и ее берегах. Набережные Невы застраивались в прошлом дворцами. Здесь сложился исторический центр города. Почти половина его территории лежит на левом южном берегу реки, или на Московской стороне (отсюда шла первая сухопутная дорога к Москве). Город быстро растет.
В состав Санкт-Петербурга включены бывшие города: на южном берегу Финского залива — Петродворец, Ломоносов, на острове Котлин — Кронштадт, на северном берегу залива — большая зона отдыха, а также царские резиденции — Пушкин, Павловск и промышленный центр Колпино. По площади, с учетом акватории, Санкт-Петербург превосходит Москву.
В отличие от Москвы, которая в течение многих веков развивалась как радиально-кольцевая система, Санкт-Петербург создавался по единому плану. Отдельные районы имели решетчатую структуру, но основная часть формировалась по типу радиально-дуговой структуры. Главная доминанта города — Адмиралтейство, от которого расходятся три магистрали, в том числе Невский проспект. Эти магистрали соединены дугами протоков Невы, каналами и улицами.
Санкт-Петербург — центр узлового района. Влияние города на обширную систему расселения происходит по радиальным планировочным направлениям.
Санкт-Петербургская агломерация
В Санкт-Петербурге несколько сотен научно-исследовательских институтов, в том числе Российской академии наук, много вузов, в том числе высшие военно-учебные заведения. В них получают образование будущие инженеры — машиностроители, специалисты по космическим технологиям, судостроители, архитекторы, моряки, лесоводы, музыканты. В городе много театров, библиотек, ценнейших памятников архитектуры и искусства, 120 музеев, среди которых Эрмитаж — крупнейший музей России и мира.
Санкт-Петербург производит более 4% валового регионального продукта страны. Почти 1/4 его часть приходится на промышленность. Особенно велика роль машиностроения (рис. 85). Среди крупнейших заводов — система предприятий, производящих энергетическое оборудование для разных типов электростанций («Электросила», «Металлический завод», Кировский и Ижорский заводы). В городе расположены судостроительные заводы: Балтийский, Северная верфь, Адмиралтейский, создающие «наукоемкие» корабли и тяжелые атомные ракетоносцы (например, «Петр Великий»), атомные ледоколы, суда ледового класса для Северного морского пути.
Отраслевая структура Санкт-Петербурга
Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО) специализируется на производстве оптических приборов, фотоаппаратов, перископов для танков и подводных лодок. Особое место занимает производство электронного («Светлана») и телекоммуникационного оборудования.
Промышленные предприятия сосредоточены на западе Санкт-Петербурга, в припортовой части и вдоль Невы, а также на юге города.
В окрестностях Санкт-Петербурга находится много живописных городов — бывших царских резиденций, которые сейчас служат местами отдыха. В прекрасных парках Петродворца, Пушкина, Павловска, Ломоносова много ценнейших архитектурных памятников. Они привлекают множество туристов.
К югу и востоку от Санкт-Петербурга находится зона древнего славянского заселения с крупными торгово-ремесленными и оборонительными центрами: Великим Новгородом, Псковом, Старой Руссой, Старой Ладогой. Их развитие связано с торговыми путями из Прибалтийских стран на юг, к Черному и Каспийскому морям.
? Вспомните, какие пути проходили через эти города. Как назывался главный торговый путь?
Один из древнейших городов России — Великий Новгород — расположен на озере Ильмень, из которого берет начало р. Волхов. Это крупный научно-промышленный центр с предприятиями радиоэлектроники, наукоемкими производствами (филиалами санкт-петербургских предприятий ВПК), производствами химической промышленности. В то же время Великий Новгород — важный центр русской культуры. В городе находится кремль с древним Софийским собором и памятником «Тысячелетие России». Большое количество древних церквей сделало город важнейшим туристско-экскурсионным объектом.
Город Псков расположен на р. Великая. Это важный промышленно-транспортный узел с радиоэлектроникой, центр культуры и туризма. Псков — город-музей с обилием древних исторических и архитектурных памятников, важный центр обороны Руси. Псков окружают небольшие города, в том числе Печоры, возникшие как посад знаменитого Печорского монастыря и выдержавшие осаду польских и шведских войск. К югу от Пскова находится заповедник «Пушкинские Горы», объединяющий места, где жил великий поэт.
Новгород. Псковский Кремль
На кладбище Святогорского монастыря в 1837 г. он был похоронен.
В Санкт-Петербурге и близ него осуществляются и могут быть осуществлены следующие проекты:
1)    создание окружной автомобильной магистрали, от которой отойдут скоростные магистрали на север, на автотрассу «Скандинавия» (транзит грузов в Россию из Западной Европы через Скандинавию), и на юг — в Москву и Белоруссию. Поток транзитного транспорта будет пересекать окраины города, минуя центр;
2)    создание подводного автомобильного тоннеля под Невой, связывающего север и юг города;
3)    строительство большого стадиона на западе города, в зоне спорта и отдыха;
4)    строительство близ Санкт-Петербурга нескольких автомобильных заводов («Ниссан», «Тойота», «Дженерал Моторс», «Сузуки»);
5)    создание к северу от города новейшей радиолокационной станции, которая наблюдает за огромной территорией (от Гренландии до Северной Африки);
6)    строительство новых портов. Санкт-Петербург — крупнейший транспортный внешнеторговый узел. Его портовая система прирастает новыми портами. (Какими?)
По атласу уточните, какие системы газо- и нефтепроводов подходят к Санкт-Петербургу.
Быстро растет порт Приморск. К нему подведены нефте- и газопроводы. Более 60 млн т нефти отправляется из Приморска в Западную Европу.
К Санкт-Петербургскому порту подходят 12 железных дорог, автомагистрали, Волго-Балтийская водная система.
7)    создание университетского центра информационно-техно- логического развития с технопарком. Санкт-Петербургский университет — один из крупнейших в стране;
8)    придание городу ряда столичных функций. В развитии Санкт-Петербурга в течение двух веков существенное значение играло его столичное положение. В настоящее время городу планируется придать ряд столичных функций (например, перевести в него Конституционный суд).
? Уточните, по каким критериям определяются глобальные (мировые) города. Можно ли считать Санкт-Петербург мировым городом?
Калининградская область — северная часть Восточной Пруссии, которая вошла в состав Советского Союза в 1945 г.
В Калининградской области проживает почти миллион жителей. Основное население — русские, доля городского населения 77%. Крупнейший город — Калининград — имеет население 424 тыс. жителей.
Калининград — бывший Кенигсберг (Королевская гора) — основан в 1255 г. крестоносцами Тевтонского ордена как опорный пункт на земле древних пруссов. В годы Второй мировой войны город был разрушен на 90%. В настоящее время он восстановлен и отчасти перестроен.
Калининград — это порт, центр машиностроения (в том числе военного), рыбной, целлюлозно-бумажной промышленности. В городе сохранился старинный университет, много вузов и научных институтов.
Калининградская область
Калининград
В области имеются запасы янтаря мирового значения. Его добыча и переработка ведется в поселке Янтарное.
На побережье Балтийского моря расположены климатические курорты — Светлогорск, Зеленоградск. (Найдите их на карте.) Куршская коса с уникальными песчаными дюнами внесена в Список всемирного природного наследия.


                                                            Вопросы и задания

1.    Вспомните и уточните, какие новые порты предполагается создать на Финском заливе. Почему встал вопрос об их создании?

2.    Какой вариант будущего развития Калининградской области наиболее предпочтителен?
3.    По рисунку 83 уточните, в чем особенности Санкт-Петербургского узлового района. Какие планировочные направления расселения его характеризуют? Какие хозяйственные зоны формируются в пригородах Санкт-Петербурга?

                                                           Внимание! Проблема!
По многочисленным данным на планете происходит глобальное потепление, в связи с чем при таянии ледников Антарктиды и Гренландии уровень Мирового океана может подняться.
1. Когда циклоны (вспомните, что это за атмосферные явления) проходят над Балтийским морем, образуются большие волны, которые растут в Финском заливе и особенно на мелководье Невской губы.
Для защиты от наводнений в Санкт-Петербурге строят специальные сооружения (плотины, шлюзы, водоводы) (рис. 83), затрудняющие обмен между водами Невской губы и открытой части залива. В то же время из города в Невскую губу выведены стоки городской канализации. Туда же впадает р. Нева, вода которой уже загрязнена стоками многих заводов.
Подумайте:
1)    Какие последствия могут возникнуть в Невской губе при постройке сооружений защиты?
2)    Как защитить город Санкт-Петербург от жестоких наводнений и в то же время сохранить относительно чистой Невскую губу?
2. Самая западная область России омывается водами Балтийского моря и его заливов — Куршского и Калининградского, отделенных от моря Куршской и Балтийской косами. На севере и востоке область граничит с Литвой, на юге — с Польшей. Она «оторвана» от территории России и представляет собой полуанк- лав. Чтобы проехать в область из России, надо пересечь три границы: одну с Белоруссией и две с Литвой (см. карту атласа). Поездка по железной или автомобильной дороге через Литву, вошедшую в Евросоюз, требует наличия визы.
В Калининградской области находятся военно-морская база России — Балтийск, сухопутные и авиационные базы. В связи с тем что Литва входит в военный блок НАТО, сухопутные транспортные перевозки российских военных грузов затруднены.
В настоящее время существует морская паромная переправа из Санкт-Петербурга в Калининград. По ней транспортируются железнодорожные составы, автомобили. Предполагается создание паромной переправы из Калининграда в Германию, наряду с железнодорожными и автомобильными трассами через Польшу в Западную Европу.
Какие варианты улучшения ЭГП и геополитического положения Калининградской области вы можете предложить?
География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. — 17-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. — 285 с.: ил., карт.

Добавить комментарий