Ответы на тему 3

Блок добывания знаний и умений
Задание 1. 
Проанализируйте рисунок 10. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население земного шара с начала нашей эры до 2005 г. На сколько миллионов человек оно возросло в XIX и ХХ ВВ.? Произведите другие pacчеты и сравнения для доказательства положений учебника. Используйте таблицу 11 в «Приложениях».
Задание 2. 
Используйте рисунок 13 для конкретизации положений учебника. Охарактеризуйте по нему распространение первого и втоpoгo типов воспроизводства населения. Проанализируйте средние цифровые показатели («формулы») воспроизводства отдельных регионов, cpaвните их и объясните различия. Используйте также таблицы 12 и 13 в «Приложениях».
Дополнительное задание (ycложненное). 
По картам рождаемости, смертности и естественногo прироста в атласе определите, какие показатели можно считать высокими, средними, низкими для отдельно взятой страны. Покажите на примерах.
Задание 3 (творческое!). 
Используя данные таблицы 2, сравните динамику численности населения отдельных крупных регионов земного шара; рассчитайте, как изменяется их доля в общем населении Земли; объясните эти изменения. Добудьте из таблицы столько сведений, сколько возможно. Постройте в тетради диаграммы, отразите некоторые показатели на контурной карте. Какие выводы они позволят сделать? Порассуждайте.
Задание 4 (творческое!). 
Используйте текст учебника и другие источники информации для конкретизации схемы демографическoгo перехода. Приведите примеры регионов и стран мира, которые в начале ХХI в. находятся на разных этапах этого перехода.
Задание 5. 
Проанализируйте карту полового состава населения в атласе. Используйте ее для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника.
Задание 6. 
Сравните рисунки 13 и 14. Докажите с их помощью положение учебника о влиянии типов воспроизводства населения на eгo возрастной состав. Как вы объясните это взаимодействие?
Дополнительное задание (ycложненное). 
Проанализируйте рисунок 14. Объясните различия между возрастнополовыми пирамидами стран первого и втopoгo типов воспроизводства населения.
Задание 7. 
По карте национального состава населения в атласе изучите основные языковые семьи и ареалы их распространения по земному шару. Определите, народы каких языковых семей преобладают в зарубежной Европе, зарубежной Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании. Выводы запишите в тетрадь.
Дополнительное задание (для удовольствия). 
Нередко случается, что на одном и том же языке говорят люди, живушие в разных частях света. Вспомните материал, который вы изучали по истории и гeoграфии, и объясните: 1. Почему поанглийски говорят не только англичане, но и жители США, Канады, Aвстралии, Новой Зеландии, Южной Африки? Почему английский язык широко распространен в Индии, Пакистане, Бангладеш и многих других странах? 2. Почему испанский язык до XVI в. господствовал только в Испании, а теперь является государственным и родным языком для большинства народов Латинской Америки? 3. Почему арабский язык, которым до XII в. пользовалось лишь население Аравийского полуострова, за тем распространился по всей Северной Африке?Задание 8. 
По карте религий в атласе охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах
Земли.
Задание 9. 
Проанализируйте карту плотности населения в aтласе. Выделите на ней регионы с высокой плотностью и попытайтесь объяснить причины их возникновения. Способом наложения физической карты мира и карты плотности населения в атласе определите, какие виды экстремальных условий не благоприятствуют расселению людей. Приведите примеры стран, отличающихся особенно резкими различиями в заселенности территории, объясните их причины.
Дополнительное задание (ycложненное). 
Пользуясь данными выполненной работы, докажите на конкретных примерах, что по показателю плотности населения нельзя судить об уровне социально-экономического развития той или иной страны. Обсудитесвои выводы с товарищами.
Задание 10. 
Пользуясь основным текстом учебника, нанесите на контурную карту мира главные районы трудовой иммиграции. Покажите стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила.
Задание 11. 
Используя рисунок 17 и таблицу 16 в «Приложениях», изучите размещение крупнейших городов мира. Распределите их по крупным регионам и странам и охарактеризуйте общую тенденцию изменений.
Задание 12. 
Используйте рисунок 18 и карту мировой урбанизации в атласе для конкретизации и иллюстрации положений, содержащихся в тексте учебника. Определите, какие показатели уровня урбанизации можно считать очень высокими, высокими, средними, низкими, очень низкими для отдельно взятой страны. Покажите это на примерах. Рассмотрите распространение высоко, cpeднe и слабоурбанизированных стран, попытайтесь объяснить eгo.
Дополнительное задание (дляудовольствия). 
Составьте кроссворд на тему «города-миллионеры».
Задание 13. 
Проанализируйте данные таблицы 3. Рассчитайте, во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира в 1950-2005 п. Рассчитайте долю отдельных регионов в общей численности городского населения мира. Составьте таблицу в рабочей тетради. Какие положения учебника подтверждают ее данные? Используйте также таблицу 17 в «Приложениях».

Задание 14 (итоговое). 1. (Работа в тетради.) На основе приобретенных знаний составьте таблицу ведущих признаков понятия «урбанизация» по следующей форме:

Признаки (черты) Конкретные примеры их проявления
2. (Работа в тетради.) На основе приобретенных знаний назовите причины следующих явлений: а) уровень смертности в развивающихся странах в последние дeсятилетия снизился, а рождаемость осталась высокой; б) Китай и Индия наиболее активно проводят государственную демографическую политику; в) население мира размещается неравномерно; г) городское население концентрируется прежде вceгo в больших городах.
3. Попробуйте перегруппировать материал темы 3 и изложить eгo в другой последовательности. Приведите доказательства в пользу своих предложений.
4. (Работа в тетради.) Составьте словарик новых терминов. с которыми вы познакомились при изучении темы 3.
5. Изучите текстовые карты и карты атласа, характеризующие население мира. Определите, какими кapтографическими способами они составлены. Как по-вашему, какую информацию можно получить в результате их анализа?
6. Подготовьте краткое устное сообщение на тему «Демографический взрыв и eгo последствия» или «Уpбанизация в современном мире».
7. Составьте аннотацию на одну из книг (или ее главу, раздел), рекомендованных по данной теме.


Блок самоконтроля и взаимного контроля
Как вы объясните:
1. Каковы основные признаки и показатели первого и втopoгo типов воспроизводства населения?
2. Каковы географические различия в половом состaве населения мира?
3. Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира?
4. Какие изменения произошли после Второй мировой войны в характере и географии внешних миграций нaceления мира?
5. Каковы главные общие черты глобального процесса урбанизации?
Как вы думаете:
1. Что имел в виду известный русский географ А. И. Воейков, когда писал: «Решающим фактором в pacпределении населения является не столько окружающая человека среда, сколько сам человек»?
2. Почему показатель средней плотности населения Земли имеет тенденцию к постоянному росту?
3. Почему один из отчетов ООН был назван «Наш дeмографически разделенный мир»?
4. Правы ли те демографы, которые считают, что ХХI век будет веком старения населения Земли?
Знаете ли вы:
1. Какая из приведенных ниже «формул» воспроизводства населения относится к странамвтopoгo типа воспро-изводства: 14 —  8 = 6, 24 — 8 = 16?
2. Что общего у следующих стран: а) Кения, Кувейт, Индонезия, Вьетнам, Алжир, Никарагуа; б) Франция, Канада, Болгария, Австралия, Куба, Япония?
3. Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье языков: китайцы, хиндустанцы, pycские, японцы, бразильцы, американцы США, англичане?
4. На каком из следующих языков говорит население района, отмеченного на картосхеме: английском, французском, немецком, испанском, португальском, арабском?
Население района
5. В каких из перечисленных ниже стран большая часть населения исповедует католицизм: 1) Украина, 2) Нидерланды, 3) Италия, 4) греция, 5) Филиппины, 6) Индонезия, 7) Судан, 8) Аргентина?
Можете ли вы:
1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Чехию, Словакию, ФРг, Бельгию, Индонезию, Пакистан, ШриЛанку, Эфиопию, Кению, Кубу?
2. Дать определение понятий «воспроизводство населения», «урбанизация»?
3. Обозначить на контурной карте мира по памяти дeсять крупнейших городов мира?
4. Распределить перечисленные ниже страны в соответствии с уровнем их урбанизации (по убывающей): Австралия, Китай, США, Великобритания, Эфиопия, Аргентина, ФРГ?
5. Оценить, насколько верны следующие утверждения, и. если нужно, дать прав ильный ответ: а) «рекордсменом мира» по показателю рождаемости на 1000 жителей явля-ется Китай; б) большинство развивающихся стран проводит демографическую политику, направленную на снижение рождаемости и eстественнoгo прироста населения; в) наиболее высокие темпы урбанизации характерны для развитых стран, а наиболее низкие  для развивающихся?
6. Заполнить пропуски в следующих предложениях (работа в тетради)?
а) На процессы рождаемости, смертности и естественнoгo прироста населения решающее воздействие оказывают _______условия жизни людей.
б) В тех случаях, когда национальные (этнические) гpaницы совпадают с политическими, образуются __________государства.
в) Для cовpeмeннoгo этапа урбанизации особенно характерен переход от «точечного» города к ___________

Добавить комментарий